28. Задачи и функции социальной службы.
В России в настоящее время социальные службы действуют в условиях перехода от планового, чрезмерно централизованного хозяйствования к социально ориентированной рыночной экономике. Их структура определяется, с одной стороны, размерами и особенностями организации, а с другой — сложностью решения как производственно-экономических, так и социальных задач.
В новых условиях ответственность организаций и, следовательно, их руководителей и социальных служб повышается. Необходимо учитывать (а) многообразие форм собственности; (б) последствия приватизации бывшего государственного имущества; (в) изменения в системе оплаты труда, диктуемые развитием рыночных отношений, расширением платности социальных услуг и их удорожанием; (г) реформирование социального страхования и других видов социальной защиты населения
Забота о социальной сфере все больше перекладывается на негосударственные органы, в первую очередь на муниципальный уровень и сами организации.
В зависимости от конкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо руководством организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либо автономными подразделениями функционального назначения, которые являются частью системы управления персоналом. Типовой вариант организационной структуры такой системы, как указывалось выше, предусматривает должность заместителя директора по персоналу с подчинением ему соответствующих подразделений.
Задачи, выполняемые социальной службой, имеют свои особенности. Специалисты этой службы должны быть предельно внимательными к людям и их запросам, доверенными им средствами поддерживать благополучие работников и социально-психологический комфорт в коллективе, строго блюсти требования по охране и режиму труда, стимулировать интерес к делу. Для этого важно обладать необходимым минимумом гуманитарных знаний, запасом психологического и педагогического такта, этической выучкой.
Функции социальной службы складываются из всего набора известных управленческих элементов. Они, естественно, сообразуются с социальной средой отдельно взятой организации и общей спецификой социального управления.
Чтобы действовать в социальной сфере целесообразно, нужны прогнозные проекты, целевые программы, планы — краткосрочные (в пределах одного года), среднесрочные (до пяти лет), долгосрочные (до десяти и более лет).
Прогнозирование и планирование — важнейший инструмент управления социальным развитием, предполагающий анализ состояния социальной среды организации, учет воздействующих на нее факторов, разработку проектов и программ, рассчитанных на перспективное использование потенциальных возможностей.
Социальной службе присущи организационно-распорядительные функции обеспечения мероприятий, обоснованных целевыми программами и планами социального развития. Это требует взаимодействия и координации со смежными управленческими структурами организации, профсоюзами и другими общественными объединениями, отраслевыми и территориальными органами социального управления. Необходима также подготовка проектов документов по социальным вопросам — решений, приказов, положений, инструкций, рекомендаций и др.
Распорядительная деятельность социальной службы всецело подчиняется полнообъемному исполнению законодательства, определяющего правовые основы социальной политики государства и гарантий в сфере социально-трудовых отношений. Столь же обязательно руководствоваться социальными нормативами, представляющими собой конкретные ориентиры в социальном развитии организации.
Существенную сторону деятельности социальной службы составляет использование разного рода стимулов, побуждающих коллектив к активной работе по выполнению целевых программ и планов социального развития, повышению результативности солидарных усилий. Сюда входит материальное и моральное поощрение тех, кто проявляет в деле социального развития полезную инициативу, показывает добрый пример.
Обязанностью социальной службы являются постоянный контроль за практической реализацией намеченных социальных мероприятий, информирование коллектива о переменах в социальной среде организации. Осуществление этих функций связано с получением, анализом и обобщением сведений, касающихся социального развития, экспертизой условий труда и быта работников, подведением итогов, оценкой экономической и социальной эффективности улучшений, достигнутых в социальной среде организации.
- 1.Понятие управление персоналом, сущность и задачи
- 2. Эволюция систем управления человека в организации
- 3. Система управления персоналом: структура, цели и функции.
- 4. Организационная структура службы управления персоналом
- 5. Структура персонала организации. Характеристика персонала
- 6. Рынок труда, виды рынка труда
- 7. Занятость населения, государственная политика занятости
- 8. Безработица. Формы безработицы и их характеристика
- 9. Система управления трудовыми ресурсами. Законодательная, исполнительная власти, судебные органы. Цели мот.
- 10. Методология управления персоналом организации. Административные, экономические, социально-психологические методы управления.
- 11. Сущностные цели кадрового планирования персонала.
- 12. Уровни кадрового планирования.
- 13. Маркетинг и лизинг персонала.
- 14. Подбор и найм персонала.
- 14. Понятие набора и отбора персонала.
- 15. Методы изучения личности при отборе кадров. Составление психограммы
- 16. Отбор кадров, методы отбора и оценки персонала.
- 17. Профессиональная и социальная адаптация персонала: аспекты, задачи и способы управления.
- 18. Оценка результата трудовой деятельности персонала организации. Задачи и виды аттестации.
- 19. Организация трудовой аттестации.
- 20. Организация труда персонала: задачи и содержание мот.
- 21. Оплата и стимулирование труда персонала.
- 22. Высвобождение персонала. Мероприятия по высвобождению персонала.
- 23. Управление социально-трудовыми отношениями. Цели управления социальным развитием.
- 24. Социальная среда - основные факторы.
- 25. Управление деловой карьерой персонала.
- 26. Конфликты и способы их разрешения.
- 3 Направления урегулирования конфликта:
- 27. Поведение личности в группах и управление групповой динамикой.
- 28. Задачи и функции социальной службы.
- 29. Оценка деятельности кадровых служб в современных организациях.