logo
Управление персоналом

28. Задачи и функции социальной службы.

В России в настоящее время социальные службы действуют в усло­виях перехода от планового, чрезмерно централизованного хозяй­ствования к социально ориентированной рыночной экономике. Их структура определяется, с одной стороны, размерами и особенно­стями организации, а с другой — сложностью решения как произ­водственно-экономических, так и социальных задач.

В новых условиях ответственность организаций и, следователь­но, их руководителей и социальных служб повышается. Необходи­мо учитывать (а) многообразие форм собственности; (б) последствия приватизации бывшего государственного имущества; (в) изменения в системе оплаты труда, диктуемые развитием рыночных отноше­ний, расширением платности социальных услуг и их удорожанием; (г) реформирование социального страхования и других видов социальной защиты населения

Забота о социальной сфере все больше перекладывается на негосударственные органы, в первую очередь на муниципальный уровень и сами организации.

В зависимости от конкретной ситуации управление социальным развитием осуществляется либо руководством организации, либо специально уполномоченными на то лицами, либо автономными подразделениями функционального назначения, которые являются частью системы управления персоналом. Типовой вариант органи­зационной структуры такой системы, как указывалось выше, пре­дусматривает должность заместителя директора по персоналу с под­чинением ему соответствующих подразделений.

Задачи, выполняемые социальной службой, имеют свои особен­ности. Специалисты этой службы должны быть предельно внима­тельными к людям и их запросам, доверенными им средствами под­держивать благополучие работников и социально-психологический комфорт в коллективе, строго блюсти требования по охране и режи­му труда, стимулировать интерес к делу. Для этого важно обладать необходимым минимумом гуманитарных знаний, запасом психоло­гического и педагогического такта, этической выучкой.

Функции социальной службы складываются из всего набора из­вестных управленческих элементов. Они, естественно, сообразуют­ся с социальной средой отдельно взятой организации и общей спе­цификой социального управления.

Чтобы действовать в социальной сфере целесообразно, нужны прогнозные проекты, целевые программы, планы — краткосрочные (в пределах одного года), среднесрочные (до пяти лет), долгосроч­ные (до десяти и более лет).

Прогнозирование и планирование — важнейший инструмент управ­ления социальным развитием, предполагающий анализ состояния со­циальной среды организации, учет воздействующих на нее факто­ров, разработку проектов и программ, рассчитанных на перспективное использование потенциальных возможностей.

Социальной службе присущи организационно-распорядительные функции обеспечения мероприятий, обоснованных целевыми програм­мами и планами социального развития. Это требует взаимодействия и координации со смежными управленческими структурами органи­зации, профсоюзами и другими общественными объединениями, от­раслевыми и территориальными органами социального управления. Необходима также подготовка проектов документов по социальным вопросам — решений, приказов, положений, инструкций, рекомен­даций и др.

Распорядительная деятельность социальной службы всецело под­чиняется полнообъемному исполнению законодательства, опреде­ляющего правовые основы социальной политики государства и гарантий в сфере социально-трудовых отношений. Столь же обяза­тельно руководствоваться социальными нормативами, представля­ющими собой конкретные ориентиры в социальном развитии орга­низации.

Существенную сторону деятельности социальной службы составля­ет использование разного рода стимулов, побуждающих коллектив к ак­тивной работе по выполнению целевых программ и планов социального развития, повышению результативности солидарных усилий. Сюда вхо­дит материальное и моральное поощрение тех, кто проявляет в деле социального развития полезную инициативу, показывает добрый пример.

Обязанностью социальной службы являются постоянный контроль за практической реализацией намеченных социальных мероприятий, ин­формирование коллектива о переменах в социальной среде организа­ции. Осуществление этих функций связано с получением, анализом и обобщением сведений, касающихся социального развития, экспер­тизой условий труда и быта работников, подведением итогов, оцен­кой экономической и социальной эффективности улучшений, до­стигнутых в социальной среде организации.