14.Делегирование как вид управленческого действия и его специфика.
Делегирование - это такая организация работы, при которой руководитель распределяет между подчиненными конкретные задания. Можно сказать и иначе: делегирование - это передача подчиненному задачи или действия из сферы действий руководителя вместе с необходимыми для этого полномочиями.
Делегирование есть способ мотивации сотрудников.
Делегирование дает возможность руководителю узнать способности сотрудников, уровень их квалификации, потенциальные возможности.
Иными словами, это и есть умение делать что-то руками других, то есть руководить.
Делегировать в любом случае надо: рутинную работу; специализированную деятельность (т.е. ту деятельность, которую ваши сотрудники могут выполнить лучше, чем вы); частные вопросы; подготовительную работу (проекты и т.д.). Принцип здесь предельно прост - все, что могут делать сотрудники - должны делать сотрудники. Для начала оцените такие виды работ, как: предварительная формулировка (но не окончательная фиксация!) целей, планов, программ и проектов, по которым вы должны принимать решения. участие вместо вас в совещаниях, на которых ваши проекты и предложения могут быть изложены вашими сотрудниками.
Никогда не подлежат делегированию:
такие функции руководителя, как: постановка целей; окончательное решение по стратегическим вопросам; контроль результатов; мотивация сотрудников; задачи особой важности (задачи группы А); задачи высокой степени риска; необычные, исключительные дела; актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснений или перепроверки; конфиденциальные задачи.
Делегирование должно быть использовано в случае существенных изменений в рабочей ситуации, требующих перераспределения функций и полномочий, а именно:
при изменении структуры персонала (новое назначение, повышение по службе, увольнение и т.д.);
при реорганизации или структурной перестройке отдела (фирмы, подразделения);
в кризисных ситуациях;
в случае появления новых сфер деятельности или при изменении компетенции.
Правила делегирования.
Передавайте свои полномочия не из соображений престижа, а исключительно для пользы дела. Дело, польза дела, а не амбиции, являются критерием делегирования.
Используйте делегирование как средство усиления уверенности подчиненных в своих силах. Это не менее, если не более важно, чем решение самой поручаемой задачи.
Будьте готовы поддержать того, кому вы делегировали задачу. Даже самый самостоятельный и компетентный сотрудник нуждается в поддержке босса, для того, чтобы быть уверенным в том, что босс считает его самостоятельным и компетентным.
Учитывайте возможность того, что подучив задание, подчиненный будет принимать не самые точные, а порой и ошибочные решения. Конечно, есть круг задач, которые должны решаться безошибочно, но эти задачи как раз и не следует поручать.
Делегируйте непосредственно, не используя передаточные звенья, чтобы избежать эффекта "испорченного телефона".
При совершении сотрудниками ошибок в выполнении делегированных функций, разбирайте объективное существо дела, суть ошибки, а не личностные качества, недостатки и просчеты подчиненного.
Принимайте на себя ответственность за все решения, которые сделаны вашими подчиненными в соответствии с вашими полномочиями. "Делегировать задачу не тому, кто хочет, а тому, кто может и способен ее решать".
- 3 Эффективное управление: психологические критерии
- Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.
- 9. Принципы мотивирующей организации труда
- 11.Виды управленческих целей. Психологическая сущность и значение целеполагания.
- 1. Соотношение (60:40).
- 2. Сведение задач воедино – план действий.
- 4. Реалистичное планирование.
- 5. Восполнение потерь времени.
- 14.Делегирование как вид управленческого действия и его специфика.
- 15. Виды делегирования полномочий
- 20 Мотивирующий контроль (система внутреннего стимулирования) и его психологические преимущества
- 22 Понятие, способы и цели общения
- 24 Виды управленческого общения
- 26 Коммуникативные барьеры и пути их преодоления
- 1. Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении.
- 3. Навыки и умения, необходимые руководителю для успешности делового общения.
- 28. Виды управленческих коммуникаций
- Деловая беседа по телефону
- Деловое совещание
- 1. Любое совещание есть дело чрезвычайно дорогостоящее.
- 2. Эффективность совещания.
- 3. Психологический эффект совещания.
- 31. Факторы, определяющие психологические особенности подготовки проведения деловых переговоров. К любым переговорам необходимо хорошо подготовиться.
- 2. Психологические особенности проведения деловых переговоров различных видов
- 32 Манипулятивные приемы при проведении переговоров, противостояние им.
- Вопрос 37 Типичные ошибки руководителей при создании команды