Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.
Теория мотивационной гигиены Ф. Херцберга интересна тем, что на ее основе фактически строится вся современная практика мотивирующей организации труда. Все факторы организационной среды, влияющие на мотивацию работников и, следовательно, на эффективность их деятельности, Ф. Херцберг разбил на две группы: пассивные мотиваторы (или, по терминологии автора, гигиенические факторы) и активные мотиваторы (или собственно мотивационные факторы).
Пассивные мотивационные факторы
К ним относятся:
а) гарантии сохранения работы;
б) социальный статус;
в) трудовая политика организации;
г) условия труда;
д) отношения с непосредственным начальником;
е) личные склонности работника;
ж) межличностные отношения в коллективе;
з) заработная плата.
Как видно, названные факторы имеют преимущественно психологический характер и непосредственно с процессом труда не связаны. Какова их роль? В самом общем виде ответить на этот вопрос можно так: наличие пассивных факторов мотивации не повышает, но их отсутствие приводит к снижению мотивации. Разберем это положение более подробно. Если, предположим, влияние пассивных факторов носит негативный характер (например, отсутствует гарантия сохранения работы, низка заработная плата и т. д.), то возникает неудовлетворенность работой, мотивация падает. Если же гигиенические факторы имеются (например, гарантировано сохранение работы, назначена достаточно высокая заработная плата и т. д.), то в этом случае рост удовлетворенности трудом не наблюдается и, следовательно, не отмечается усиление мотивации.
Активные мотивационные факторы
(регуляторы мотивации)
К факторам такого рода относятся:
а) трудовые успехи;
б) признание заслуг сослуживцами и руководством;
в) степень ответственности;
г) служебный рост;
д) профессиональный рост.
По мнению Херцберга, эти факторы «работают» следующим образом. Наличие активных мотивационных факторов (всех или хотя бы одного) ведет к росту удовлетворенности человека работой и, следовательно, усиливает мотивацию, а их отсутствие снижает мотивацию. Суммируя основные положения теории Херцберга, скажем, что менеджеру следует, обеспечив наличие пассивных мотивационных факторов, включать (сразу или постепенно) факторы активные.
В заключение разговора обсудим один практический вопрос. Речь пойдет о поощрениях (материальных и моральных). Их применение, безусловно, является действием, способным повлиять на мотивацию работников. Недаром поощрения относят к методам стимулирования. Зададим себе вопрос: «Каким фактором является премия — активным или пассивным?» Или иначе: «Можно ли обойтись минимумом финансовых средств и обеспечить максимальный мотивирующий эффект, выдав работникам премию?» Конечно, можно! Соблюдая некоторые, сугубо психологические правила и принципы, вы сможете, истратив меньше денег (во всяком случае не больше, чем необходимо), получить максимальный эффект.
- 3 Эффективное управление: психологические критерии
- Мотивационные факторы и регуляторы мотивации.
- 9. Принципы мотивирующей организации труда
- 11.Виды управленческих целей. Психологическая сущность и значение целеполагания.
- 1. Соотношение (60:40).
- 2. Сведение задач воедино – план действий.
- 4. Реалистичное планирование.
- 5. Восполнение потерь времени.
- 14.Делегирование как вид управленческого действия и его специфика.
- 15. Виды делегирования полномочий
- 20 Мотивирующий контроль (система внутреннего стимулирования) и его психологические преимущества
- 22 Понятие, способы и цели общения
- 24 Виды управленческого общения
- 26 Коммуникативные барьеры и пути их преодоления
- 1. Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении.
- 3. Навыки и умения, необходимые руководителю для успешности делового общения.
- 28. Виды управленческих коммуникаций
- Деловая беседа по телефону
- Деловое совещание
- 1. Любое совещание есть дело чрезвычайно дорогостоящее.
- 2. Эффективность совещания.
- 3. Психологический эффект совещания.
- 31. Факторы, определяющие психологические особенности подготовки проведения деловых переговоров. К любым переговорам необходимо хорошо подготовиться.
- 2. Психологические особенности проведения деловых переговоров различных видов
- 32 Манипулятивные приемы при проведении переговоров, противостояние им.
- Вопрос 37 Типичные ошибки руководителей при создании команды