logo search
GOSy_70str

58.Прогнозирование спроса на рынок товаров и услуг.

Спрос - это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА - исследование будущего (возможного) спроса на товары и услуги в целях лучшего обоснования соответствующих производственных планов.

Каждый человек все время приобретает различные товары, пользуется услугами парикмахеров, справочных и т.д. Для того, чтобы удовлетворить покупателей, фирмы проводят исследования рынка (его емкость, состояние, покупательскую способность и т.д.), а также делают прогнозы относительно своих перспектив. В этих исследованиях одни из ведущих ролей играют прогнозирование спроса и конъюнктуры рынка. По сути – это два взаимозависимых процесса: нельзя прогнозировать спрос не зная конъюнктуры рынка, мы можем прогнозировать спрос исходя из складывающейся (прогнозной) конъюнктуры рынка. Прогноз спроса осуществляется как специальными научными учреждениями государства, так и независимыми предпринимательскими фирмами, в том числе консалтинговыми.

На спрос оказывают влияние различные факторы. К основным факторам относятся:

1)потребительские вкусы, в том числе доверие и отношение покупателей к товару и товаропроводящей фирме;2)число покупателей;3)цены, в том числе на сопряженные товары;4)доходы покупателей;5)потребительские ожидания;6)жизненный цикл товара;7)время года, в том числе сезонность спроса;8)наличие ресурсов и их поступление;9)цены на ресурсы, сырье, полуфабрикаты и материалы;10)наличие капитала, в том числе основного и оборотного, собственного и заемного;11)кредитная политика;12)производственные мощности и уровень технического прогресса;13)производительность труда;14)подготовленность персонала;15)объем продажи в прошлом;16) организация продажи;17) качество товара;18) упаковка и дозировка товара;19) реклама;20) дизайн;21) сервис и сфера платных услуг;22)случайные совпадения и др.

Прогноз спроса представляет собой расчет возможного влияния перечисленных факторов. Однако включение в расчет значительного числа факторов при построении прогнозной модели считается неоправданным: вместо повышения точности и надежности это приводит к значительному усложнению и без того громоздкой вычислительной работы. К тому же многие факторы дублируют или взаимозаменяют друг друга. Поэтому рекомендуется включать в экономико-математическую модель прогноза спроса лишь два-три определяющих фактора.