logo search
Иннов

Конфиденциальная документированная информация

Однако не все результаты инновационной деятельности могут охраняться как объекты промышленной собственности или авторского права. Информация так же может выступать объектом ИС. Документированная информация, доступ к которой ограничивается, называется конфиденциальной информацией.

Организация может предпочесть держать информацию о результатах своей инновационной деятельности в секрете.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества.

В основе правовой защиты такой информации в Республике Беларусь Закон «Об информации, информатизации и защите информации».

В соответствии с этим законом, документирование информации является обязательным условием включения ее в информационные ресурсы.

Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику. Режим защиты конфиденциальной документированной информации устанавливается собственником информационных ресурсов.

Особое место среди различных видов конфиденциальной информации инновационных организаций занимают ноу-хау.

Ноу-хау как термин и как продукт коммерческого оборота и объект правового регулирования появился в США. В буквальном переводе с английского know-how означает «знать как» (сокращенный вариант фразы «знать, как это сделать»). Несмотря на всемирную распространенность термина «ноу-хау» нет единого определения этого понятия. В большинстве случаев понятие «ноу-хау» пересекается с понятием «торговый секрет» или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества.

Понятие ноу-хау можно разделить на: промышленные и коммерческие секреты.

Промышленные секреты - конфиденциальная информация о производственных способах, методах, процессах.

Коммерческие секреты - конфиденциальная информация о методах и способах осуществления коммерческих операций (о методах проведения рекламных кампаний, найма персонала)

Признаки промышленной или коммерческой тайны:

Средства поддержания конфиденциальности - гарантия, что каждый сотрудник организации, имеющий доступ к конфиденциальной информации не станет ее разглашать (письменное соглашение не разглашать конфиденциальную информацию может вноситься в договор о найме). Основная сложность экс-сотрудники.

Договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией.

Желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну.

Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования.

Методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую защиту со стороны закона.

А ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется конфиденциальность.

Недостатки промышленного секрета:

опасность стать жертвой промышленного шпионажа.

отсутствие прав на собственность при возможности другой организации независимо разработает тот же процесс, метод или способ.

Преимущества промышленного секрета:

его обладатель не теряет права на него по истечении 20 лет, как в случае патента.

В современных условиях обычно используется комплексная защита инноваций: авторы получают патент и к ним прилагают пакет ноу-хау.

Целью инновационной деятельности организаций может быть не только выход на рынок с новыми продуктами и услугами, усовершенствование уже освоенной продукции, повышение эффективности применяемых технологий, но и получение прибыли от продажи самих инноваций.

Торговля инновациями путем продажи, возмездного предоставления права на их использование приносит многим инновационным организациям доходы соразмерные с доходами от продажи инновационных продуктов. Торговля патентами и заключение лицензионных соглашений является одной из основных форм трансферта технологий.