Конфиденциальная документированная информация
Однако не все результаты инновационной деятельности могут охраняться как объекты промышленной собственности или авторского права. Информация так же может выступать объектом ИС. Документированная информация, доступ к которой ограничивается, называется конфиденциальной информацией.
Организация может предпочесть держать информацию о результатах своей инновационной деятельности в секрете.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества.
В основе правовой защиты такой информации в Республике Беларусь Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
В соответствии с этим законом, документирование информации является обязательным условием включения ее в информационные ресурсы.
Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику. Режим защиты конфиденциальной документированной информации устанавливается собственником информационных ресурсов.
Особое место среди различных видов конфиденциальной информации инновационных организаций занимают ноу-хау.
Ноу-хау как термин и как продукт коммерческого оборота и объект правового регулирования появился в США. В буквальном переводе с английского know-how означает «знать как» (сокращенный вариант фразы «знать, как это сделать»). Несмотря на всемирную распространенность термина «ноу-хау» нет единого определения этого понятия. В большинстве случаев понятие «ноу-хау» пересекается с понятием «торговый секрет» или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества.
Понятие ноу-хау можно разделить на: промышленные и коммерческие секреты.
Промышленные секреты - конфиденциальная информация о производственных способах, методах, процессах.
Коммерческие секреты - конфиденциальная информация о методах и способах осуществления коммерческих операций (о методах проведения рекламных кампаний, найма персонала)
Признаки промышленной или коммерческой тайны:
-
не относится к государственным секретам;
-
сведения, связанные с деятельностью предпринимателя;
-
она имеет ценность, в силу ее неизвестности третьим лицам;
-
разглашение ее может нанести ущерб интересам предпринимателя;
-
к ней нет свободного доступа;
-
обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;
Средства поддержания конфиденциальности - гарантия, что каждый сотрудник организации, имеющий доступ к конфиденциальной информации не станет ее разглашать (письменное соглашение не разглашать конфиденциальную информацию может вноситься в договор о найме). Основная сложность экс-сотрудники.
Договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией.
Желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну.
Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования.
Методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую защиту со стороны закона.
А ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется конфиденциальность.
Недостатки промышленного секрета:
опасность стать жертвой промышленного шпионажа.
отсутствие прав на собственность при возможности другой организации независимо разработает тот же процесс, метод или способ.
Преимущества промышленного секрета:
его обладатель не теряет права на него по истечении 20 лет, как в случае патента.
В современных условиях обычно используется комплексная защита инноваций: авторы получают патент и к ним прилагают пакет ноу-хау.
Целью инновационной деятельности организаций может быть не только выход на рынок с новыми продуктами и услугами, усовершенствование уже освоенной продукции, повышение эффективности применяемых технологий, но и получение прибыли от продажи самих инноваций.
Торговля инновациями путем продажи, возмездного предоставления права на их использование приносит многим инновационным организациям доходы соразмерные с доходами от продажи инновационных продуктов. Торговля патентами и заключение лицензионных соглашений является одной из основных форм трансферта технологий.