Товарный знак и знак обслуживания
К промышленной собственности так же относятся такие объекты ИС как товарные знаки и знаки обслуживания, а также фирменные наименования.
Товарный знак - обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц (словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинация в любом цвете или цветовом сочетании).
Традиционно товарные знаки были связаны с готовым продуктом, на упаковку которого они проставлялись. В условиях быстрого роста сферы услуг предприятия этих отраслей также стали использовать свои индивидуальные знаки – знаки обслуживания.
Они являются неотъемлемой частью, визуальным проявлением репутации предприятия, гарантией качества и отличительных особенностей товара. Репутация предприятия - нематериальный актив, дающий конкурентное преимущество. Их защита так же имеет большое значение в управлении инновационными процессами, лишая производителей подделок инновационных товаров возможности получать конкурентное преимущество, не тратя средства на научные исследования и разработки, маркетинг, рекламу.
Правовая охрана товарных знаков в нашей стране осуществляется в соответствии с Законом РБ «О товарных знаках и знаках обслуживания».
Процедура регистрации осуществляется ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» по аналогии с изобретением.
Товарный знак регистрируется в течение 3-х лет или 8 месяцев в ускоренном режиме, с выдачей свидетельства на 10 лет с правом продления еще на 10 лет неограниченное количество раз.
Свидетельство на товарный знак удостоверяет исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.
Рядом с товарным знаком его владельцем может проставляться предупредительная маркировка ®, указывающая на то, что применяемое обозначение является зарегистрированным товарным знаком.
Контроль за нарушением права на товарный знак так же является задачей владельца, он вправе потребовать от нарушителя прекращения нарушения взыскания причиненных убытков:
- удаления с товара незаконно используемого обозначения или сходного с ним до степени смешения;
- ареста или уничтожения товаров;
- наложения штрафа в пользу владельца в размере стоимости товара;
передачи в пользу владельца товара, на который незаконно нанесен товарный знак.
Применение указанных мер производится в судебном порядке.
Передача прав на товарный знак так же происходит по лицензионному договору – договору франшизы.
Фрэнчайзиат должен владеть своим бизнесом, фрэнчайзор - обучить его различным аспектам своего бизнеса.
Он должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Поскольку рынки многих инновационных продуктов и услуг носят глобальный, мировой характер принципиальное значение имеет участие Республики Беларусь в международных соглашениях, касающихся товарных знаков, в первую очередь это Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (1891 г.).