1.3 Классификация потерь
Согласно классификации «ЗМ» для устранения потерь нужно сбалансировать нагрузку и производственные мощности.
Согласно классификации «5М + Q + S» для устранения потерь нужно сосредоточиться на критически важных элементах бережливого производства: персонале, материалах, оборудовании, методе производства, управлении, качестве и безопасности труда.
Согласно классификации потерь в зависимости от типа потока продукции для устранения потерь нужно особое внимание уделить оптимизации процессов: хранению, транспортировке, обработке и контролю качества.
Согласно квалификации потерь по их разновидностям для устранения потерь нужно прежде всего уделить внимание семи разновидностям потерь.
5М + Q + S
Следующая классификация предлагает сосредоточиться на аспектах, которые могут спровоцировать возникновение потерь. К таким критических аспектам относятся 5М* (человек, материал, оборудование, метод и управление), качество и безопасность условий труда. Более подробно классификация 5М + Q + S рассматривается на рис. 1.
Присмотревшись детальнее к этим критическим аспектам производства, вы сможете выявить такие потери, как нерациональное использование крупногабаритного оборудования, конвейеров, расточительные методы производства, дефектные изделия, ошибки, контроль, время, потраченное на передвижение, ожидание, поиски, хранение и прочее. Далее мы рассмотрим эти потери подробнее.
Получение материалов от поставщика -> хранение материалов на складе -> транспортировка материалов на производственную линию -> хранение материалов рядом с технологическим оборудованием (незавершенное производство) ->
подготовка материалов к обработке -> обработка материалов -> выгрузка изделий из станков, хранение обработанных изделий (незавершенное производство) -> транспортировка изделий до пункта контроля качества ->хранение изделий рядом с пунктом контроля качества -> контроль качества изделий -> хранение изделий, прошедших приемку -> транспортировка изделий, прошедших приемку, на склад готовых изделий -> хранение готовых изделий -> отправка готовых изделий потребителю.
Анализ вышеперечисленных действий позволяет сделать вывод, что на самом деле производственный процесс состоит из четырех различных элементов: хранение, транспортировка, обработка и контроль качества. Хранение — это остановка производственного потока. На этом этапе ценность не создается. Формы хранения могут быть самыми различными: штабелирование, складирование, временное хранение и т.п., при этом происходит скопление запасов: материалов и заготовок, незавершенного производства или готовых изделий. Запасы скапливаются по нескольким причинам:
на последующем процессе темп работы выше, чем на предыдущем;
изделия, поступающие с нескольких линий на один процесс, как и изделия, поступающие с одного процесса на несколько разных линий, имеют тенденцию скапливаться;
изделия скапливаются между переналадками;
материалы закупают и обрабатывают в избы точном количестве на случай неизбежных авралов;
материалы закупают до того, как получен заказ на изготовление изделий;
лишние детали закупаются загодя.
Хранение увеличивает затраты и не создает ценности. Мнение, что запасы позволяют решить проблемы с производственным потоком, является
ошибочным, на самом деле запасы скрывают истинные проблемы. Устранение избыточных запасов ведет к выявлению и дальнейшему устранению проблем в производственном потоке. Это единственно правильный путь к производству без потерь — поистине бережливому производству.
Транспортировка означает такое перемещение товаров, которое не добавляет ценности. Перемещение изделий и материалов между местами хранения называется «транспортировкой», а перемещение от места хранения к месту обработки называется «подачей материала».
Обработка — это процесс добавления ценности. Это может быть преобразование сырья в готовое изделие либо сборка деталей. Улучшение процесса — это достижение лучшего результата при имеющихся ресурсах или достижение привычных результатов, но меньшими ресурсами. Этого можно добиться, задаваясь такими вопросами, как: «Почему мы сверлим тут дырки?», «Для чего мы завинчиваем тут шурупы?» Анализ действий помогает заменить операции более эффективными или устранить какие-то операции вообще.
Контроль качества помогает выявить и устранить дефекты. Этот процесс не добавляет ценности продукту, поскольку он не устраняет источника дефектов, а только выявляет сами дефекты. Если перейти от «выявления» дефектов к их «сокращению», вы сможете уменьшить потери. В конечном счете бережливое производство нацелено на предупреждение дефектов как таковых.
- «Методы выявления и устранения потерь на производстве»
- Глава 1. Бережливое производство вводный курс
- Введение
- 1.1 Формула производства
- 1.2 Основные понятия
- 1.3 Классификация потерь
- Восемь видов потерь
- 1.6 Подход к устранению потерь
- 1.7 Карта потока создания ценности
- 1.8 Контрольные листки
- 1.9 Инструменты бережливого производства
- 1.10 Непрерывное улучшение - Кайзен (Kaizen)
- 1.11 Организация рабочих мест - 5s
- 1.12 Стандартные операционные процедуры
- 1.13 Всеобщее производительное обслуживание оборудования
- 1.14 Точно вовремя
- 1.15 Канбан
- 1.16 Быстрая переналадка
- 1.17 Встроенное качество
- 1.18 Что необходимо для успеха
- Заключение