logo search
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

59. Содержание труда менеджера в учреждениях социально-культурной сферы.

Из всего многообразия толкований и определений термина "организация деятельности" можно отдать предпочтение определению, где "организация" представлена как система взаимосвязанных элементов - субъектов, объектов, упорядоченности и деятельности.

Однако данное определение носит общий характер и не отражает сущности какого-либо конкретного процесса, тем более, деятельности учреждений культуры и форм ее организации.

Таким образом, понятие "организация деятельности" учреждений культуры представляет собой процесс реализации целей с использованием таких средств и методов культурной политики, которые соответствуют принципам социокультурной самоорганизации и социально-нормативной идентификации личности в условиях социально-культурной деятельности.

Феномен двойственности в деятельности социокультурных учреждений не является их "изобретением", он заложен многообразием подходов в определении понятия самой культуры, где точки зрения исследователей сконцентрированы на двух вариантах культуры.

Одна группа ученых трактует ее как технологию, способ человеческой деятельности, другие - как личностный аспект человеческого бытия, в котором пребывают"сущностные силы человека", "творчество", "духовное богатство".

Несмотря на внешнюю противоположность подходов -"технологического" и "личностного" нельзя не видеть в них сходство и наличие точек соприкосновения, что говорит о том, что культура есть сложное и многогранное общественное явле­ние

"Технологический" аспект культуры, связанный с "обработкой природы людьми", с большой вероятностью можно соотнести с социально-нормативной функцией учреждений культуры, а "личностный" как "обработку людей людьми" - с функцией социокультурной самоорганизацией личности.

Разумеется, что такое сопоставление носит относительный, приближенный характер, но, тем не менее, такая зависимость, на наш взгляд, существует.

Желаемая тенденция развития "двух культур" состоит в сближении "технологической" культуры (как способа человеческой деятельности) с личностной гуманизированной культурой, формировании субъекта и объекта социально-нормативной (технологической) культурной деятельности высокого духовного и интеллектуального потенциала.

Таким образом, функции массовых учреждений культуры могут быть представлены двумя крупными блоками, характеризующими основные направления их деятельности:

- функциями социокультурной самоорганизации - развития интереса ко всему многообразию культуры человечества, духовного и интеллектуального обогащения, преодоления национальной, конфессиональной, социально-политической отчужденности; развития духовно-ценностного потенциала, производства гуманитарного знания как рационального компонента гу­манитарной культуры; формирования научного мировоззрения, ценностных ориентации, оценок и норм; развития художественно-творческой активности, сохранения и развития традиционных народных культур, исторической памяти

- социально-нормативными функциями - интеграции, объединения людей, формирования общественно-нормативных социальных поступков и действий, развития коммуникативной культуры, образования и воспитания, развития социально-общественной активности, системы социально-ценностных ориентации человека.

Итак, функции социокультурных учреждений, охватывающие виды деятельности, связанные с социокультурной самоорганизацией личности, развиваются, в основном, в модели субъект-субъектных отношений, в которой специалист культуры как субъект выключен из системы взаимоотношений этой модели.

Его функции развернуты в сторону объекта - учреждения культуры, через которое специалист создает условия взаимодействия субъектов.

Другими словами, специалист культуры как субъект участвует в культурном процессе опосредованно, воздействуя лишь на объект культуры, в котором осуществляется культурная самоорганизация субъектов-личностей.

Функции, связанные с социально-нормативными видами деятельности, развиваются в модели субъект-объектных отношений, где личность "потребляет" культуру: занимается в коллективах художественного творчества, обучается в творческих студиях, классах и т.д.

В этом случае специалист культуры выступает в роли педагога, режиссера, руководителя, то есть в роли субъекта, а личность уже выступает в роли объекта влияния.

Функционирование массовых учреждений культуры представляет собой уникальную и неповторимую область деятельности, которая отличается как широким разнообразием связей с действительностью, так и особой сложностью взаимоотношений компонентов своей внутренней структуры. Возникающие здесь художественно-творческие и "человекотворческие" начала принимают весьма тонкие и сложные формы.

Кроме того, индивидуальный и коллективный характер общения в процессе деятельности, предопределяющий в сочетании с большим духовно-интеллектуальным напряжением и высоким, как правило, эмоциональным тонусом работы , необходимость глубоких личностных контактов специалиста и его субъекта, формирует обобщенное представление об уникальности деятельности менеджера социокультурной деятельности.

Таким образом, социокультурная деятельность управляется субъектами, в лице федеральных, региональных, районных органов управления и выступает в роли объекта управления.

Одновременно с этим, как саморегулирующаяся система, как продукт и результат деятельности людей, социокультурная деятельность выступает в роли субъекта управления, как внутри всей социокультурной системы, так и социальных институтов.

  1. Детские объединения в системе дополнительного образования - социально-педагогический феномен.

Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей (центры, дворцы, дома детского творчества, клубы, студии, станции юных техников и натуралистов, школы, детские оздоровительно-образовательные лагеря, центры дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремёсел и др.) – тип образовательных учреждений, основное предназначение которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Их основная задача – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения (в том числе допрофессионального) и социализация в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования.

Данная образовательная система сориентирована на запрос ребёнка и его семьи, на запрос социума, в ней нет жёсткого государственного стандарта образования. В дополнительном образовании четко выражена субъектная позиция ребенка, которому дано право выбора педагога, вида творческой или социальной деятельности, коллектива, режима занятий. Личностное, творческое развитие воспитанника учреждения дополнительного образования не приходит в противоречие с необходимостью выставления ему нормативной оценки за творческий результат, личностное достижение. Мотивационный компонент учебной деятельности не разрушает сравнением ребенка с другими, соотнесением его уровня развития с возрастными нормативами и государственным стандартом образования.

Таким образом, очевидно, что в образовательных учреждениях дополнительного образования детей образовательный (воспитательный) процесс ориентирован на ребенка, на его возрастные и личностные особенности, на его социальный заказ и субкультуру.

Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его человеческой уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога.

61 Информатизация управленческого труда. Технические средства автоматизации.

Информатизацияобщества – это организованныйсоциально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальныхусловий для удовлетворения информационных потребностей и реализации правграждан, органов государственной власти, организаций, общественных объединенийна основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизациявключает в себя медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию. Наукавыделяет  два подхода к информатизации  технократический и гуманитарный. 

Научным сообществом не выработан единый подход к определению понятияинформационного общества. Проблематика информационного общества как нового типаобщественных отношений, разрабатывалась Д.Беллом,  А Туреном, О.Тоффлером и др.Одно из самых распространённых определений информационного общества такое:информационным называется общество, в котором обработкой информации занятобольше людей, чем обработкой сырья и материи. Ключевой тенденциейинформационного общества является последовательное возрастание роли информациии знания в современном обществе. Информация и знания становятся всё болееважными факторами производства, движущей силой экономического развития ипроцветания общества. Информация становится реальным социальным ресурсом.

Важнейшей особенностью информационного общества является перенос акцентав производстве с использования материалов на производство информации и оказаниеуслуг, что влечёт за собой значительное снижение добычи и переработки сырья ирасхода энергии. Преимущественное развитие получает «третичный» сектор экономики– оказание услуг. Отличительным признаком информационного общества являетсясвобода доступа к информации и свобода её распространения, признаётся ведущаяроль науки, знаний, получения, распространения информации, а такжеуниверситетов, учёных, менеджеров-консультантов. В информационном обществепроизводство товаров и услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачиинформации.

Признавая достоинства информационного общества, нужно также сказать и оего недостатках и рисках, связанных с ним. Как и любое другое, информационноеобщество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целикомзависят от ценностных установок и политических решений. Взрывное развитие ИКТ,либерализация международной торговли, триумф рыночной экономики приводят кразмыванию национальных и политических границ и к ускорению темповиндустриализации и унификации культур – частично за счёт образования глобальныхконгломератов в области информации, коммуникации и досуга.

Интенсивное использование глобальных сетей способствует возникновениюновых форм культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношениименее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своейкультурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходитнавязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересахузкой группы транснациональных компаний-производителей.

Усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирныхкорпораций могут неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающейсреды, а также на право на труд и социальную защиту.

Актуальной становится проблема ограничения информации, считающейсясоциально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и другихвидов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителейэлектронной информации.

Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению ещё одногоизмерения бедности – так называемой «информационной бедности», когда населениедифференцируется по принципу возможности доступа к информационным технологиям.Значительные группы населения (люди с малыми доходами, пенсионеры, инвалиды,дети из малообеспеченных семей) практически не имеют доступа к информационнымресурсам, следовательно, не имеют перспектив жизни в информационном обществе. Специалисты отмечают также существование информационного неравенства междурегионами.

Взрывное развитие ИКТ, предоставляя большие возможности обществу, в то жевремя создаёт предпосылки для установления диктатуры и глобального контролявласти над обществом, манипуляции общественным сознанием.

Характеризуя развитие информатизации в России,необходимо отметить двойственность ситуации и противоречивость протекания этогопроцесса. С одной стороны, бурными темпами развивается информационнаяиндустрия, стремительно растёт рынок информационных услуг, с другой стороны дляРоссии, к сожалению, остаётся весьма актуальной проблема «информационнойбедности». Если государство не начнёт думать о тех слоях населения, которыеостаются «за бортом» информатизации, общество разделится на узкий кругинформационной элиты и аутсайдеров. Эта проблема может и должна решаться спомощью мер социальной политики. Ключевым элементом деятельности по преодолениюинформационного неравенства является тесное социальное партнёрство государства,сообщества предпринимателей и некоммерческого сектора.

  1. Основные технологии организации связей с общественностью и их характеристика.

Связи с общественностью (далее PR) являются относительно новой сферой деятельности на отече- ственном рынке, поэтому основополагающие терми- ны и определения данного вида деятельности взяты из работ зарубежных авторов (Р. Блэк, Э. Бернейз, и др.), но ряд отечественных специалистов (Э.А. Уткин, И.П. Ар-темникова и др.), полагаясь на общепризнан- ную экономическую литературу, тоже дают определе- ние целям, задачам и функциям PR-деятельности.Целью любого вида деятельности является резуль- тат, который должен быть получен в процессе дан- ной деятельности. Достижение цели происходит пу- тем решения поставленных задач и выполнения опре- деленных функций. Основополагающей целью PR является формиро- вание ситуации успеха организации (или объекта PR) в обществе, формирование эффективной системы коммуникаций социального объекта с его обществен- ностью, которая обеспечивает оптимизацию социаль- ных взаимодействий с важными для него сегментами общества. Также основными целями PR считаются: пози- ционирование предмета PR, создание и поддер- жание (воспроизводство) понятного, благоприятного и управляемого имиджа; повышение имиджа (при необходимости снижение имиджа); изучение влияния внешней среды на деятельность организаций (пред- мета PR). Функции связей с общественностью проявляются во всех аспектах этого вида деятельности, начиная с исследования проблемы и постановки цели, на про- тяжении разработки стратегии и тактики и заканчивая реализацией программы и оценкой ее эффективно- сти. Важной функцией PR является коммуникативная. Всистеме коммуникаций PR имеет такие функции, как: исследовательская, планирующая, организаторская и экспертная. Функциями PR можно назвать: 1) установление взаимопонимания и доверитель- ных отношений между организацией и общественно- стью; 2) сохранение репутации организации; 3) создание у сотрудников организации чувства от- ветственности и заинтересованности в делах пред- приятия; расширение сферы влияния организации средствами соответствующей пропаганды и рекламы. Еще одна из важных функций PR – консалтинговая. По своему содержанию PR-деятельность имеет сходство с рекламой, но в отличие от нее связи с об- щественностью имеют целью достижение гармониза- ции при помощи диалога с общественностью, а не прямую продажу товара. В содержание PR входят де- ятельность по планированию, исследованию и реали- зации программ и определение эффективности воз- действия программ на общественность. Значитель- ное место в содержании PR-деятельности занимают консалтинговые услуги по вопросам политики, дея- тельности и коммуникаций.2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ PR В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Задачи PR – обеспечение оптимистического для личности отношения со стороны окружающих, сред- ствами убеждения, которые основываются на знании особенностей человеческого восприятия. Основные задачи связей с общественностью при работе с организациями: 1) создание образа организации как единого члена общества путем налаживания коммуникаций органи- зации с его социальной средой; 2) предоставление приоритетных позиций в конку- рентной борьбе; 3) расширение сферы влияния организации в об- ществе; 4) формирование ближнего круга из влиятельных и авторитетных людей; 5) создание конкретного психологического настроя в самой организации. Кроме общих задач, перед PR стоят конкретные (частные). Так, одной из частных задач считается раз- решение и предотвращение кризисных ситуаций и до- стижение гармоничных отношений внутри организа-ции; в целях решения этой задачи необходимо: 1) предвидение возможных кризисных ситуаций и сбор необходимой информации для своевременного выхода из них; 2) проведение тренинговых мероприятий с руко- водством; 3) разработка схемы доведения информации; 4) выявление лояльных кругов. Функции PR: 1) проведение консультаций, используя знание за- конов поведения человека; 2) выявление для определенного предприятия или общества в целом возможных направлений, законо- мерностей и их последствий; 3) исследование общественного мнения, отноше- ния и прогнозов со стороны общественности для определения нужных мер по удовлетворению ожида- ний, разработка рекомендаций; 4) установление и поддержание диалога на основе достоверности используемой информации и ее пол- ноты; 5) ликвидация недопонимания и избежание кон- фликтов; 6) способствование созданию атмосферы взаим- ного уважения и ответственности перед коллективом или обществом;7) приведение к гармонии личных и общественных интересов; 8) участие в повышении прибыли компании. Но можно определить три основные функции, кото- рые выполняет PR: 1) проверка взглядов и поведения общественности с целью удовлетворения нужд и интересов организа- ции, от имени которой проводится PR-кампания; 2) достижение взаимовыгодных связей между все- ми объединенными с организацией группами обще- ственности, содействуя продуктивному взаимодей- ствию с ними; 3) реагирование на общественность.

  1. Технологический процесс подготовки и проведения выставочных мероприятий в

учреждениях культуры.

Выставка - это экономически эффективное средство продвижения товара. Выставка обеспечивает получение широкого маркетингового сообщения большим количеством людей одновременно в сочетании с возможностями персональных коммуникаций.

Преимуществом выставки является концентрированное в течение нескольких дней сочетание экспозиции, личных контактов, продвижения продаж.

Выставки различаются по тематике - многопрофильные, отраслевые, специализированная выставка может проводиться в масштабе одной компании или целой отрасли. Выставка может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и более. Выставляться могут как товары и услуги, предназначенные к продаже, так и предметы искусства, исторические памятники. В дореволюционной России проводилось 16-17 тысяч выставок и ярмарок ежегодно. Одна из старейших в России Нижегородская ярмарка - появилась в 1816 г., поставив этот город в один ряд с такими ведущими центрами мировой торговли второй половины 19 века, как Ливерпуль, Гамбург, Лондон, Париж, Петербург.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в наше время происходит активное развитие рынка и необходимо создавать новые места для встречи продавца и потребителя. Одним из таких мест являются выставки. Посредством участия в выставочно-ярмарочной деятельности продавец имеет возможность выхода на внутренний и мировой рынки, поиска новых партнеров, привлечения инвесторов.

Целью данной работы является накопление и закрепление знаний о выставке, ее целях и задачах, а также об оформлении выставочного стенда.

Задачи: изучить понятие выставки и ее цели, рассмотреть требования и основные правила оформления стенда.