35 Реклама в социально-культурной сфере: понятие, виды и средства
«Реклама – это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы ( какого – либо дела, кандидата, правительства )» Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (закон о рекламе)
Рекламная кампания в УК — это комплекс взаимосвязанных рекламных мероприятий, разработанных в соответствии с программой маркетинга организации социально-культурной сферы, охватывающий определенный период времени и направленных на заданную целевую аудиторию с целью вызвать реакцию, способствующую решению фирмой ее стратегических или тактических задач.
Культура рассматривается как форма организации и развития общества, а также как сложившаяся система ценностей и норм поведения, которые реклама поддерживает, а в определенных случаях — разрушает. Создавая изменяющуюся со временем моду, реклама тем самым участвует в постоянном обновлении культуры, в ее развитии.
Основные отличия и сходства рекламы в социально – культурной сферы от рекламы в бизнесе:
· Реклама в социально-культурной сфере ориентирована на потребителя культурных услуг, а не товаров, в то время как реклама бизнеса может быть направлена не только на индивидуального потребителя товаров, но и на сферу бизнеса (для производственных потребителей, использующих рекламируемые товары в качестве сырья и т.п., для посредников и т.д.).
· Критерий концентрированности на определённом сегменте аудитории позволяет отличать рекламу культурных услуг от другой рекламы, т.к. в подавляющем большинстве она ориентирована на определённую группу потребителей этих услуг (например, для знатоков искусства – реклама концерта всемирно известного пианиста, для ветеранов – реклама праздничного мероприятия, посвящённого 9 мая).
· Рассматривая рекламу учреждений культуры регионального значения отметим, что она является локальной или региональной, в то время как в производственной сфере реклама часто имеет общенациональный, международный или глобальный масштаб. Исключения, конечно, составляют крупнейшие организации культуры, которые, как правило, находятся в столицах государств и проводят масштабные культурные акции, международные фестивали.
· Важнейшее отличие рекламы учреждений культуры – это сам предмет рекламной коммуникации. Культурная услуга, такая как концертное мероприятие, проводится один раз и её реклама не несёт функцию напоминания так, как это принято в рекламе товаров, когда необходимо «поддержание осведомлённости, удержание в памяти потребителей информации о товаре в промежутках между покупками».
Важнейшие особенности рекламы культурных услуг, сферы искусства, следующие:
·Повышенная чувствительность общества к связи искусства с предпринимательством, и в частности, с рекламой;
·Относительно низкая численность зрительской аудитории;
·Недостаточное освещение событий в мире искусства (например, вернисажей, концертов классической и народ. музыки и т.п.) в СМИ
В настоящий момент установлено, что единичная реклама не способна повлиять на устойчивое знание потребителя о фирме или ее продукте. Поэтому нужно не просто позаботиться о рекламе как таковой. Нужно постоянно заниматься планированием и проведением рекламных кампаний. Рекламная кампания – это ряд рекламных мероприятий, объединенных общей целью (или общими целями) и охватывающих определенный период времени.
Всю рекламу учреждений культуры в зависимости от целей можно разделить на следующие группы:
- реклама с целью продвижения продуктов и услуг учреждения;
- реклама с целью позиционирования самого учреждения(это создание положительного образа обеспечивающего успешное решение практических задач, умение точно «выйти» на соответствующую аудиторию);
- социальная реклама.
Так или иначе любая реклама, выпускаемая учреждением культуры, носит социальный характер, так как имеет своей целью вовлечение людей в различные социально-культурные акции, потреблению культурных продуктов и посещению различных социально-культурных учреждений.
В социально-культурной сфере реклама основывается на таких принципах, как
1) Правдивость – черта, обязывающая организатора рекламного мероприятия приводить сведения о социокультурном продукте, его качестве, достоинствах и преимуществах, соответствующие действительности. 2) Конкретность – выражается в убедительных аргументах и цифрах. 3) Целенаправленность – объект рекламы – потребитель социально- культурных услуг: предотвращает нерациональное расходование средств на
организацию собственного досуга; позволяет оценивать эффективность применения средства рекламы в продвижении социокультурного продукта; позволяет оценить эмоциональное и психологическое воздействие рекламы на целевые сегменты рынка социально-культурных услуг. 4) Гуманность – реклама способствует гармоничному развитию личности: духовному росту человека; расширению кругозора; улучшению эстетики окружающей среды. 5) Компетентность – реклама базируется на новейших достижениях различных наук и технического прогресса (искусство, социология, психология, медицина, дизайн и т.д.)
Воздействие рекламы на социум в целом происходит как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях; в социально-культурной сфере такое воздействие можно обозначить по ряду оснований:
1.Влияние на продукт. Первоначальный результат рекламы, предназначенной для стимулирования спроса на продукт, - его востребованность либо, более благоприятное отношение рынка к деятельности организации.
2. Влияние на компанию выражается в привлечении потенциальных потребителей социально-культурных услуг посредством рекламы нового продукта, что выражается в увеличении степени востребованности существующих услуг, укреплении имиджа организации, увеличении материально-технических и финансовых ресурсов.
3. Влияние на условия конкуренции. Организация, осуществляющая социально-культурную деятельность, укрепляя свои конкурентные позиции, позиционирует на рынке свою успешность посредством наращивания рекламной деятельности, регулирования цен на свои услуги и увеличения доли потребителей-приверженцев именно ее услуг.
4. Влияние на потребителя с помощью рекламы стратегически нацелено на расширение потребительского выбора и ассортимента, предлагаемых услуг на социально-культурном рынке.
5. Влияние на деловые круги. Рекламная деятельность воздействует на
общую предпринимательскую среду и жизненный цикл продукта в социально-культурной сфере. Более того, расширение поля деятельности в культурно-досуговой и социальной сферах влечет за собой и расширение инфраструктуры (строительство новых объектов, обучение и обеспечение работой персонала и т.д.).
6. Влияние рекламы на потребительский выбор продукта социально-
культурной деятельности выражается:
· в стимуле к разработке новых социокультурных продуктов и совершенствовании существующих.
· в исчезновении не востребованных услуг при достижении доминирующего положения на рынке.
· в доминировании более качественного продукта социально-
культурной деятельности при его появлении на рынке посредством профессиональной рекламной стратегии
В последнее время учреждения культуры все чаще обращаются к переосмыслению своей деятельности, что связано с изменением их роли в обществе. Теперь они ориентируются на участие в общесоциальных, культурных и экономических процессах, оставаясь при этом и досуговыми центрами. Причем аудитория их значительно расширилась, а ее реальные потребности в сфере организации отдыха резко изменились. Именно свободное время населения становится предметом конкурентной борьбы различных досуговых учреждений и, следовательно, требует от них инновационных подходов и технологий, прежде всего рекламных и PR.
В сфере культуры владение рекламными и PR технологиями становится одним из основных требований к компетентности современного управленца. При этом организации культуры имеют ряд преимуществ для налаживания связей с общественностью:
· Богатый опыт организации и проведения культурно-массовых мероприятий (именно учреждения культуры имеют набор средств для успешной рекламной и PR кампании: творческий потенциал, административный и организационный опыт и т.п.);
· Близость к структурам власти (бюджетное финансирование)
· Целевая аудитория (необходимо знать реальный спрос населения на различные виды деятельности и планировать именно те услуги, за которые население готово платить)
· Возможности заинтересовать сферы бизнеса (привлекая к участию финансовый, органы власти и общественные организации, добиваясь от них поддержки социально значимых некоммерческих проектов и программ, учреждения культуры помогают этим реальным и потенциальным донорам формировать и продвигать их имидж репутацию, приобретать известность, получать дополнительные возможности рекламы и PR)
· Тесное сотрудничество со СМИ
Сложилось так, что в культурно-досуговой деятельности рекламе уделяется недостаточное внимание. На очень низком уровне рекламируется такая продукция учреждений культуры, как культурно-досуговые программы. Кроме того, возможности этих учреждений чрезвычайно слабо используются для рекламы товаров и услуг других организаций. Таким образом, деятельность учреждений культуры в области рекламы может быть сосредоточена на: рекламе собственной продукции, товаров и услуг.. При этом отметим, что реклама культурно-досуговых программ является одним из видов рекламной деятельности. С помощью разнообразных вариантов рекламных обращений, направляемых по разным каналам, учреждение культуры передает информацию своим аудиториям. РЕКЛАМНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ФОРМИРУЮТ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ О ТОВАРЕ И УСЛУГАХ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ИМ, И МОТИВИРУЮТ КЛИЕНТА К СПОНСОРСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ, ПОСЕЩЕНИЮ.
- 35 Реклама в социально-культурной сфере: понятие, виды и средства
- 36 Условия реализации технологий скд в соответствии с особенностями субъектов скд.
- 1. Современные технические средства секретаря-референта
- 59. Содержание труда менеджера в учреждениях социально-культурной сферы.
- Глава 1.Понятия выставок и их виды
- Глава 2.Подготовка к выставке и ее проведение.Оформление стенда
- Дифференцированные технологии
- 82.Структура делового общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная его составляющие