Дифференцированные технологии
К числу дифференцированных технологий можно отнести:
1) методику организации досуга детей и подростков;
2) методику молодежного досуга;
3) методику семейного досуга;
4) методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста
5)методику организации СКД с женщинами;
6) методику работы с мигрантами, беженцами
7)СКД с военнослужащими, социально не защищёнными категориями населения и т. д.
До настоящего времени в вузах культуры не ведётся подготовка специалистов по дифференцированным технологиям, которые могли бы повысить эффективность работы специалистов в сфере СКД. Как правило, только с годами приходит опыт и практика подсказывает, как строить работу с детьми дошкольного возраста, а как работать с коллективом, где самому молодому участнику 60 лет.
Каждая такая категория требует хорошего знания её психологических особенностей, социального статуса, потребностей и интересов.
Поэтому предполагается предварительная подготовка и изучение их досуговых интересов и ожиданий в социально – культурной сфере, прежде чем вести речь о серьёзной работе с каждой из вышеупомянутых категорий.
В последние годы в учреждениях культуры появились специалисты нового направления, способные квалифицированно вести работу с каждой категорией. Во МГУКИ открылась специализация «социальный педагог», ведутся узкие специализации для подготовки руководителей творческих коллективов в реабилитационных центрах, колониях для несовершеннолетних преступников и другие. Жизнь заставляет расширять спектр дифференцированных технологий в СКД.
В дифференцированных технологиях основное внимание уделяется учёту возрастных особенностей, психологии данной возрастной категории, специфике их интересов и увлечений.
Принимается во внимание также вид деятельности, профессия человека, пол, национальность, религия, политические убеждения.
Учитывая тот факт, что происходит дифференциация населения по уровню жизни, социальному статусу, уровню образования, можно предположить, что процесс образования новых типов учреждений культуры будет набирать силу и ускорит формирование новых подходов в совершенствовании данного вида технологий
Роль государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности
Культурная политика – это целенаправленный, перспективно – ориентационный долгосрочный процесс, обеспечивающий развитие СКС на основе внедрения обоснованных СК норм и отношений. Социально – культурная деятельность – это важнейшее направление деятельности государства. В основе государственной социально – культурной политики лежит программа социально – культурного развития общества, которая тесно соприкасается с другими программами, такими как: досуг, здоровье, спорт. СК политику правомерно рассматривают как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления различных концепций СКД. Статус СК политики определяется ее исторической, гражданской, юридической ответственностью, которую разделяют все реализующие ее субъекты. Привлечение к участию в формировании и реализации СК политики как можно большего числа субъектов возможно при создании соответствующего социально – культурной инфраструктуре региона (города) инвестиционного механизма. Основанием такого механизма может служить перераспределение полномочий и зон ответственности между законодательными ветвями власти, муниципальными учреждениями, не входящими в систему муниципальных органов и гражданами. Ответственность исполнительной власти состоит в разработке механизма реализации концепции, ее ресурсного обеспечения. Механизм включает принятие нормативных документов и обеспечение межведомственного подхода в разработке и реализации социально – культурных проектов и программ.
Концепции, программы, проекты, реализуемые не только на региональном, но и на местном, локальном уровне с помощью и на базе СМИ, УК, образования, социального обслуживания, досуга, спорта, по своей сути являются эффективным инструментом СКП.
Культурная политика государства и пути ее реализации отражены в федеральных государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя обязательства обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Культурная политика предполагает выполнение основных управленческих функций в сфере СКД.
Культурная политика подразделяется на 3 уровня:
1. Федеральный уровень:
1) Законодательное обеспечение условий для творческой деятельности в УК.
2) Защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах.
3) Создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества в творчески активную жизнь.
4) Противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры.
2. Региональный уровень:
1) Создание условий административной децентрализации в сфере культуры.
2) обеспечение развития региональных культур и сохранение культуры прошлого.
3) Налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами региона.
3. Местный уровень:
1) Развитие общественной эстетически организованной среды.
2) Активизация местной культурной жизни, усиление местной самодеятельности и культурного своеобразия.
3) Создание условий для совершенствования деятельности УК.
4) Развертывание системы домашнего досуга.
Политика в СКС направлена на защиту духовной жизни от политического манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости. Государственная политика в сфере культуры и досуга направлена в будущее – в этом ее практическая значимость для общества в целом.
Т. о.: культурную политику можно правомерно рассматривать как необходимый источник и закономерный результат создания и осуществления концепций СКД, реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях. Главным результатом культурной политики всегда остается сохранение, обогащение, воспроизводство социально востребованных культурных ценностей и повышение культурного уровня граждан.
Научно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности.
Проблема методического обеспечения - одна из наиболее сложных в системе социально-культурной деятельности, так как от ее решения зависит качество и эффективность деятельности учреждений культуры. Острота проблем методического обеспечения объясняется усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением социально-культурной деятельности и ее практическим воплощением.
Выражается это в поисках назначения социально-культурной деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования региональных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры.
Методика-это центральный блок в культурно-просветительной работе, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму.
Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные учреждения обращаются к эмоциональной сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего социально-психологические.
При этом вся организация и методика работы культурно-просветительного учреждения должны учитывать необходимость создания наиболее благоприятных условий для межличностного общения. Собираясь вместе, общаясь, люди, независимо от того, осознают ли они это или нет, всегда оказывают определенное влияние друг на друга.
В других случаях предметно-практические действия используются в качестве средств и способов общения, а самая деятельность строится по законам общения. Человеческое общение в культурно-просветительном учреждении особенно благоприятно, поскольку оно происходит в непринужденной обстановке, когда сама атмосфера располагает к взаимопониманию. Многие формы культурно-просветительной работы прямо рассчитаны на использование этого механизма.
2.2 Проблема методического обеспечения
В настоящее время роль методического обеспечения как фактора повышения эффективности социально-культурной деятельности не всегда используется оптимально. Методическая деятельность в учреждениях культуры часто подменяется сугубо административной. В обязанности методистов вменяется инспекторская работа, что приводит к дублированию управленческих служб и снижает эффективность методического обеспечения. Роль методистов нередко сводится лишь к поиску подходящего сценария или помощи в подготовке и проведении отдельной программы. Методисты часто не обладают четким представлением о своем труде как целостном процессе - его целях и задачах, средствах, методах, формах, технологии решения стоящих проблем.
Совершенствование деятельности учреждений социально-культурной сферы в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности. Любая организованная практика должна иметь информационно-методическую базу.
Методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов. Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций.
Методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода.
Методические решения и рекомендации должны быть основаны на глубоком анализе практической деятельности учреждений и достижений науки, т.е. быть результатом научно-исследовательской работы. Методическая деятельность призвана оперативно выявлять недостатки и недочеты в деятельности учреждений, своевременно оказывать консультативно-методическую помощь. Методические рекомендации должны способствовать качественному росту социально-культурных услуг. Дифференцированный подход в методическом обеспечении предполагает учет специфики типов и видов учреждений, технологических процессов и специализаций, а также условий деятельности учреждений.
Субъектом методического обеспечения является методист - интегрирующий носитель методических идей, создатель методических знаний и рекомендаций. Воздействие методиста на аудиторию социально-культурной деятельности опосредованно через практиков-специалистов. Поэтому требования к подготовке методистов высокие и охватывают уровень информационной, организационной и педагогической культуры.
Таким образом, социокультурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей. Культурно-досуговая деятельность - это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления своего бытия во временном континууме - прошлом, настоящем и будущем.
Методическое руководство - это целенаправленный непрерывный и динамичный процесс воздействия методического центра на все звенья подведомственной библиотечной сети. Оно основано на аналитической, обобщающей и организаторской работе по совершенствованию всех направлений деятельности библиотечной системы и каждой отдельной библиотеки.
Оказание централизованной методической помощи способствует унификации библиотечной технологии, стандартизации технических операций, что, в свою очередь, сказывается на качестве библиотечно-библиографического и информационного обслуживания читателей.
Функции методического руководства многоаспектны. Сегодня к их числу относят информирующую (сообщение сведений о достижениях библиотечной теории и передовой практики, об особенностях и путях внедрения опыта лучших библиотекарей); образовательную (передача профессиональный знаний, обучение эффективным методам и приемам работы); воспитательную (формирование мировоззрения, научного подхода, активного отношения к труду, творческого отношения к профессиональным обязанностям); консультирующую (проверка работы библиотек, оценка их деятельности, предупреждение и устранение недостатков и ошибок); исследовательскую (целенаправленное использование результатов исследований путем проверки их выводов на практике и последующей разработки научно-обоснованных рекомендаций, учитывающих особенности и условия деятельности конкретных библиотек; применение исследовательских методов для изучения практики; участие в проведении исследований в библиотеках подведомственной сети). В теории методического руководства выделяется и организационная функция, однако исследователи не дают определения ее специфических черт.
Необходимо подчеркнуть, что вычленение отдельных функций в целостной и единой научно-методической деятельности обусловлено задачами структурного анализа; в реальной практике методистов и методических центров все они тесно связаны и переплетены.
В связи со столь сложным многофункциональным характером деятельности особое значение имеет установление соотношения средств, форм и методов в процессе методического руководства. В настоящее время все элементы, входящие в систему методического воздействия (пособия, формы повышения квалификации, научно-исследовательской работы и контроля) определяются как ее средства, служащие достижению поставленных целей; формы - как способы объединения людей с целью включения их в различные виды деятельности, а методы - как способы управления деятельностью объектов воздействия.
Реализация указанных функций, средств, форм и методов воздействия во взаимосвязи - задача каждого методического центра в целом и его научно-методического отдела в частности.
В настоящее время организационная структура наиболее крупных методических отделов строится либо по функциональному признаку (то есть методисты специализируются для оказания помощи по вопросам формирования и сохранности фондов, библиотечного, справочно-библиографического обслуживания, информационной работы и т.д.), либо по региональному признаку (то есть курируют библиотеки определенных регионов, областей, республик). Возможно и иное распределение обязанностей.
Совершенствование деятельности учреждений социально-культурной сферы в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.
В третьей главе курсовой работы были рассмотрены функции и направления методического руководства.
Функции методического руководства - это категории, отражающие свойство, способность и предназначенность данного вида управленческой деятельности к конструктивному воздействию на методику культурно-просветительной работы.
Можно выделить два основных вида функций методического руководства культурно-просветительной работой: общие и специфические. Специфические функции:
Познавательная функция методического руководства позволяет накапливать знания о методике культурно-просветительной работы;
Функции внедрения. Она выполняет роль посредника между субъектом и объектом методического руководства, между методистом и работником учреждения, организующего досуг, между наукой и практикой. Функция внедрения включает в себя две подфункции: информационно-методического обслуживания и стимулирования.
Каждая специфическая функция претворяется в жизнь посредством основных направлений методической работы.
Профессиональная компетентность менеджера социально-культурной деятельности.
Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.
Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:
1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления –- сопричастного менеджмента.
2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.
Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.
3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере — это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.
4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.
5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.
6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.
Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.
Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры.
Стили руководства: характеристика, особенности, достоинства и недостатки
Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к подчинённым. Большое значение имели исследования Дугласа МакГрегора (1906-1964). В 1960 году он опубликовал книгу «Человеческая сторона предприятия». В этой книге он выдвигает две теории: теорию «x» и теорию «y». Теория «x» соответствует автократическому или авторитарному стилю руководства. Авторитарный – это жёсткий руководитель, управляющий с помощью приказов. Согласно теории «x» авторитарный стиль руководства основывается на 4 основных положениях:
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности стараются избегать работы.
2. У людей не честолюбия, поэтому они стараются избежать ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищённости.
4. Чтобы заставить людей трудиться необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Достоинства авторитарного стиля:
1. Единоначалие.
2. Личная ответственность руководителя за принятие и реализацию управленческих решений.
3. Обеспечение дисциплины.
Недостатки авторитарного стиля:
1. Отсутствие самостоятельности и свободы действий в деятельности работников.
2. Чрезмерный контроль.
3. Скованность и безынициативность исполнителей.
4. Страх перед наказанием.
5. Неудовлетворённость трудом у рядовых работников.
Теория «y» соответствует демократическому стилю руководства. Демократический руководитель решает вопросы с согласия коллектива. Согласно этой теории выдвигается 4 положения:
1. Труд – процесс естественный. Если условия труда благоприятны, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение к организации является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал работников используется частично.
Достоинства демократического стиля:
1. Высокая степень делегирования полномочий (децентрализация).
2. Отсутствие жёсткого контроля на промежуточных этапах работы.
3. Создание атмосферы открытости и доверия.
4. Тесное взаимодействие с исполнителями.
5. Знание работницами целей организации.
Недостатки демократического стиля:
1. В экстремальной ситуации, требующей жёстких действий, данный стиль может оказаться неэффективным.
2. Многие руководители не воспринимают данный стиль, им гораздо ближе и понятнее авторитарные методы.
В более поздних исследований выделяется либеральный стиль руководства. Либеральный руководитель – человек, неуверенный в своих силах. Он основывается на следующих положениях:
1. В процессе своей деятельности личность должна обладать полной свободой.
2. Каждый человек сам заинтересован в результатах своей работы.
3. Жёсткий контроль приносит больше вреда, чем пользы.
4. Главная задача руководителя – не вмешиваться в работу подчинённых.
Достоинства либерального стиля:
1. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
2. Данный стиль делает ставку на инициативность и самостоятельность.
Недостатки либерально стиля:
1. Пассивность руководителя.
2. Низкая требовательность.
3. Попустительство.
4. Отсутствие дисциплины.
5. Потеря контроля над подчинёнными.
Вывод; не существует «плохих» и «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности руководителя и подчинённых определяют выбор оптимального стиля.
- 35 Реклама в социально-культурной сфере: понятие, виды и средства
- 36 Условия реализации технологий скд в соответствии с особенностями субъектов скд.
- 1. Современные технические средства секретаря-референта
- 59. Содержание труда менеджера в учреждениях социально-культурной сферы.
- Глава 1.Понятия выставок и их виды
- Глава 2.Подготовка к выставке и ее проведение.Оформление стенда
- Дифференцированные технологии
- 82.Структура делового общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная его составляющие