Введение
Актуальность темы исследования. В начале XXI века сильно изменилось отношение к связям с общественностью: если ранее роль получателя информации была занижена, то с развитием демократии он начинает занимать более активные позиции. Лауреат Нобелевской премии Д. Гэлбрейт таким образом охарактеризовал этот феномен: «Человек хочет быть услышанным». Прямая связь дополняется обратной, что резко повышает роль получателя информации.
В основном это обусловлено тем, что происходит переосмысление человеческого фактора, осознается его важная роль в экономическом, политическом и духовном развитии общества. Постепенно происходит отказ от парадигмы социальных отношений, основанной на модели «руководства и подчинения», доминирующие позиции завоевывает модель «партнерства». Отсюда возникает проблема открытого функционирования органов связей с общественностью и, прежде всего на уровне муниципального управления, а также доступности органов местного самоуправления для диалога с населением Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: теория и технологии: учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 6.
Установление связей между местными органами власти и общественностью способствует созданию внешней и внутренней среды, благоприятной для эффективного муниципального управления, что служит проводником обратной связи во властно-управленческих отношениях. Социально-коммуникативные отношения, которые складываются в процессе связей с общественностью, у организационных структур, в том числе и муниципальных, уже давно стали значимой сферой деятельности наиболее социально развитых стран, насчитывая уже почти вековую историю. Аббревиатура «PR» - англо-американское наименование деятельности государственных и муниципальных органов власти, организаций и учреждений, направленной на установление, упорядочение и развитие связей с общественностью в целях достижения взаимопонимания и взаимодействия Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации: учебник. М.: Статут, 2002. С.169.
Связи с общественностью в раскрытии термина «PR» возникли из функциональной потребности найти такой способ социальной коммуникации, при котором субъект и объект государственного управления существовали бы не как разнополюсные, подчас антагонистически разделенные субстанции, а как взаимосвязанные участники общественных отношений. Неуклонное возрастание значения «PR» - это мировая тенденция. Поэтому связи с общественностью, прочно оформившиеся в западных странах как сфера знаний и область деятельности, получают обоснованное распространение и в российском государстве Там же. С. 167.
Сегодня в России усиливается роль и ответственность государства за повышение жизненных стандартов и социальных возможностей. Вместе с тем наша история показывает, что отсутствие объективных, эффективных и взаимовыгодных связей с общественностью может привести в будущем к высокой социальной напряженности, конфликтности, непредсказуемости событий. Острота проблемы обусловливается также высокой динамичностью информационных процессов именно на стыке взаимодействия между организациями и населением, поиском новых коммуникативных связей и методов социального управления, способствующих обеспечению эффективного взаимодействия между властью и обществом для выявления и реализации интересов и потребностей различных социальных групп Коханов Е.Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов (к основам социальной психологии «паблик рилейшнз») / Е.Ф. Коханов // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5. С. 49.
Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день существует немало трудов российских и зарубежных специалистов в области связей с общественностью, которые можно сгруппировать по нескольким направлениям.
Первую группу исследований составляют классические труды зарубежных авторов, содержащие изложение теоретико-методологических основ связей с общественностью в широком теоретическом контексте, на основе которых были написаны многие учебные пособия. В эту группу входят работы Э. Бернейса, С. Блэка, Дж. Е. Грюнига, Ф. Джефкинса, С. Катлипа, Ф. Китчена, Дж. Маркони, Т. Ханта, Р. Харлоу.
Вторую группу исследований составляют работы современных зарубежных и отечественных специалистов, которые делают акцент на разработке практических рекомендаций по применению различных методов деятельности по связям с общественностью. К данной группе относятся исследования Г.Г. Почепцова, М.Б. Горкиной, Ф.В. Кузнецова, А. Белова, Э. Тикера, М.П. Бочарова и А.Н. Чумикова, Д. Маркони, Я. Мейтленда, Ф. Хенслоу.
Работы этих авторов составляют значительный пласт современных исследований по проблемам PR и представляют несомненный методологический интерес, прежде всего, для практиков - специалистов служб по связям с общественностью.
К третьей группе исследований относятся научные работы, в которых связи с общественностью рассматриваются применительно к сферам политики и государственного управления. Важный вклад в разработку этой проблематики внесли такие авторы, как В.С. Комаровский, Д.А. Васильева, Д.В. Ольшанский, А.Ю. Русаков, Т.Е. Ермилова, С.М. Тучков.
Четвертую группу исследований составляют материалы, публикуемые в печатных периодических изданиях, других СМИ, а также в интернете, посвященные изучению связей с общественностью в органах местного самоуправления. К этой группе относятся статьи А.А. Самохиной, Н.А. Карнауховой, Ю.Н. Дорожкина, Е.Н. Савиновой, С.В. Радченко.
Однако, несмотря на наличие обширного числа научных работ, наблюдается недостаток исследований, в которых рассматривались бы PR-технологии, применяемые на муниципальном уровне, а также проблемы становления и функционирования служб по связям с общественностью органов местного самоуправления. В этом отношении избранная тема исследования характеризуется актуальностью и новизной.
Объект исследования - PR-деятельность в органах местного самоуправления. Предметом исследования является состояние, проблемы и перспективы развития PR-деятельности в муниципальном образовании Новокубанский район.
Целью исследования является оценка состояния PR-деятельности в органах местного самоуправления муниципального образования Новокубанский район, а также выявление проблем и разработка предложений по усовершенствованию этой деятельности.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих исследовательских задач:
- выявить сущность и раскрыть содержание функций PR в государственном и муниципальном управлении;
- рассмотреть виды PR-технологий, используемых в местном самоуправлении;
- определить субъекты, объекты и технологии PR-деятельности в муниципальном образовании Новокубанский район;
- выявить проблемы и разработать практические рекомендации по совершенствованию PR-деятельности в муниципальном образовании Новокубанский район.
Теоретико-методологическая и эмпирическая основа исследования обусловлена его объектом, предметом, характером поставленных задач.
Теоретической основой исследования послужили научные труды и разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам PR-деятельности в органах государственного и муниципального управления, положения и методы общей социологии, социальной и политической психологии, а также теория четырех моделей, описывающая основные формы PR-практики, разработанная Дж. Грюнигом и Т. Хантом.
Методологическую основу исследования составили системно-структурный, структурно-функциональный и сравнительно-аналитический методы.
В качестве эмпирических методов были использованы: методы наблюдения и сравнения, вторичный анализ данных социологических исследований, анализ печатных СМИ, интернет-ресурсов и документов органов местного самоуправления.
Эмпирическую базу дипломной работы составили документы органов местного самоуправления муниципального образования Новокубанский район, материалы сайтов представительных и исполнительных органов местного самоуправления, результаты анализа печатных СМИ регионального и муниципального уровней, данные социологических исследований, интервью с работниками.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения, списка литературы и приложения.