1.2 Характеристика внешней среды «Эксперт Северо-Запад»
Целью анализа внешней среды компании «Эксперт Северо-Запад» является изучение важности учета действия факторов внешней среды в стратегии развития фирмы. Анализ внешней среды проводится в условно разделенных двух частях среды: анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения. Вместе с тем конкретная ситуация и сила воздействия факторов внешней среды обусловливают приоритет и тщательность исследований тех аспектов и факторов, которые для фирмы представляются наибольшими угрозами или возможностями.
Степень влияния макросреды на различные организации различна, поскольку это связано с различиями в зонах хозяйствования (видах бизнеса), с различиями в потенциале организаций (различных слабых и сильных сторонах). Вместе с тем макросреда является одинаковой для всех предприятий, поскольку служит фоном их деятельности.
При анализе макросреды выделяют сферы (среды, аспекты) внешнего окружения, которые исследуются с целью установления важности изменений в этих сферах для фирмы. Основные элементы, которые необходимо рассмотреть, включают в себя:
- законодательные / регулирующие / политические силы. Действия властей в виде исполнения политики, а также требования законодательного и регулирующего характера, которым должны подчиняться компании;
- общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда недовольные покупатели оказывают давление на организации, чья деятельность воспринимается как недопустимая;
- технологические силы. Технологические способности, помогающие компании достигать своих целей, влияют на продукты, которые предлагаются покупателям, и на их ответную реакцию;
- экономическая ситуация. Влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются покупательский спрос и манеры тратить деньги;
- конкуренция. Природа и масштаб конкурентной угрозы. Особого внимания заслуживают следующие моменты: интенсивность конкуренции; угроза появления новых конкурентов; потребности покупателей на рынке; рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков; конкурентоспособность; давление со стороны товаров-заменителей.
Технологические силы - это силы, способствующие созданию новых технологий, благодаря которым возникают новые товары и новые возможности для предприятий. Новые технологии приносят человеку, как пользу, так и в некоторых случаях вред. Каждая новая технология приходит на смену старой, и обычно старая терпит поражение, и предприятие при появлении нового товара старается произвести и предложить потребителю товар такого же уровня или лучше.
Конкретно для издания «Эксперт Северо-Запад» речь идет о развитии информационных технологий создания, хранения, переработки и представления информации. Поэтому компании «Эксперт Северо-Запад» необходимо вовремя обратить свой взгляд на сложившуюся обстановку и возможно в ближайшем будущем постепенно начать использовать данные новшества себе на благо, тем более, что учитывая специфику деятельности компании это будет не трудно (т.к. верстка журнала «Эксперт Северо-Запад» осуществляется при помощи компьютера и пересылается по сети для печати в головной офис в Москве).
Колебания основных экономических переменных, таких как доход, прожиточный минимум, процентные и кредитные ставки, оказывают большое влияние на рынок. Компании «Эксперт Северо-Запад» необходимо прогнозировать и учитывать эти изменения. Учитывая тот факт, что анализируемая компания представляет собой деловое общественно-политическое издание и в определенной степени участвует в формировании «повестки дня» государства, то она всегда своевременно адаптируется к изменениям экономической, законодательной и политической среды и не только не пострадает, но и сможет извлечь выгоду из этих изменений.
За семь лет своего существования в непростых политических, экономических и культурных условиях изданию «Эксперт Северо-Запад» удалось не только выжить и сохранить своих читателей, но и расширить их круг, заслужив репутацию несомненного лидера северо-западной деловой журнальной прессы.
Анализ факторов непосредственного (оперативного окружения связан с изучением тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном воздействии. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, а значит формировать для себя дополнительные возможности и предотвращать появление угроз ее деятельности. Чаще всего в качестве ближайшего окружения организации рассматриваются потребители, поставщики и конкуренты. При необходимости перечень расширяется или изменяется в зависимости от специфики организации, например, рынок труда, инвесторы, банки и т.д.
В настоящий момент «Эксперт Северо-Запад» является престижным изданием, оно вышло в рыночную нишу, в которой ему нет реальных конкурентов. Тем не менее, существуют издания, которые могут составить журналу «Эксперт Северо-Запад» конкуренцию в отдельных областях. К ним относятся издания: «Деловой Петербург», «Коммерсанть», «Ведомости».
При этом существует угроза появления новых более сильных конкурентов, а также непосредственно давление со стороны товаров-заменителей: появление новых технологий передачи и распространения информации, в частности в связи с бурным развитием современных информационных технологий - общественный переход читательской аудитории с печатных изданий СМИ на электронные и Internet-технологии.
Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения фирмы, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет фирме лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Журнал «Эксперт Северо-Запад» обладает уникальной аудиторией: в основном это руководители ведущих компаний Северо-Западного региона, представители администрации г. Санкт-Петербурга. По оценкам исследовательской компании «Тортис» постоянная ежемесячная аудитория журнала «Эксперт Северо-Запад» только в Санкт-Петербурге составляет 75 тыс. человек. Тем не менее, в настоящее время рынок близок к насыщению, что связано, прежде всего, с физической ограниченностью численности аудитории журнала и его спецификой.
Таким образом, анализируя все выше сказанное можно сделать следующий вывод. Для данной стадии жизненного цикла отрасли по производству печатных СМИ деловой направленности характерно: обновление продуктовой линии (создание региональных печатных изданий деловой направленности), незначительное число конкурентов (Деловой Петербург, Коммерсант, Ведомости) и закрепившиеся лидеры, концентрация рынка, наличие определенных покупательских предпочтений, высокие стартовые барьеры.
При данной ведущей конкурентной позиции журнала «Эксперт Северо-Запад» и стадии жизненного цикла отрасли по производству печатных СМИ деловой направленности характерно: положительная прибыль организации, реинвестирование по мере необходимости. Возможными стратегиями будут: удержание доли рынка и конкурентного положения на нем.
- Введение
- Глава 1. Характеристика регионального издания «Эксперт Северо-Запад»
- 1.1Общая концепция бизнеса группы «Эксперт»
- 1.2 Характеристика внешней среды «Эксперт Северо-Запад»
- Глава 2. SWOT-анализ «Эксперт Северо-Запад»
- 2.1 Составление матрицы SWOT-анализа
- 2.2 Стратегии «Эксперт Северо-Запад», разработанные на основании SWOT-анализа
- 2.3 Разработка стратегии на основе SWOT-анализа
- Заключение