logo
Автоматизация пакета методик для исследования психологической совместимости сотрудников на Красноярской ЖД

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время круг проблем, затрагиваемых при исследовании организации, непрерывно расширяется. Сейчас образуется множество организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. К сожалению, не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Немаловажным и существенным является изучение психологической совместимости в коллективе.

В рыночной среде трудовой коллектив воспринимается как единое целое вне зависимости от особенностей поведения отдельных его представителей. Поэтому при формировании организационной структуры руководство подчеркивает важность персонального отбора и психологической совместимости кадров, соответствия поступков каждого сотрудника требованиям корпоративной культуры.

В составе трудового коллектива работают люди с различными характерами и неодинаковыми потенциальными возможностями, каждый сотрудник обременен массой личных и семейных проблем, между индивидами возникают вполне естественные чувства симпатии или антипатии.

Проблема межличностных отношений в значительной степени разработана В.Н. Мясищевым, А.В. Петровским, К.Р. Роджерсом, Д. Мутоном и другими психологами. Известный американский психиатр Гарри Стэк Салливан утверждал, что человеческую личность можно изучить лишь с помощью научного исследования межличностных отношений. Он считал, что наше личностное развитие происходит только в социуме. Межличностная теория Салливана подчеркивает важность различных этапов развития в жизни человека. В основе здорового психического развития человека лежит способность устанавливать близкие отношения с другими людьми [1].

Социометрическое направление связано с именем Дж. Морено, который исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру и микроструктуру. Макроструктура по Морено, есть своеобразное "пространственное" размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности, а микроструктура означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Все напряжения и конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур. Для него это несовпадение означает, что система симпатий и антипатий не вписывается в рамки заданной индивиду макроструктуры: ближайшим окружением оказываются не обязательно приемлемые в психологическом отношении люди. Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Хотя наивность схемы очевидна, сама социометрическая методика, выявляющая симпатии и антипатии, получила широкую популярность. На ее основе возникло целое направление исследований, к примеру, как исследование психологической совместимости [2].

Актуальность проблемы психологической совместимости сотрудников является ведущей в рамках основных проблем психологии труда. Высокая аварийность современной техники по вине человека, групповой характер деятельности специалистов в составе малых функциональных групп, значительная "цена" ошибки специалиста обусловливают актуальность психологической совместимости и сплоченности специалистов на железной дороге. И хотя проблема эффективности групповой деятельности и сплоченности специалистов имеет достаточно проработанные теоретические основы, благодаря исследованиям Г.М. Андреевой, Е.Л. Кричевского, Е.А. Климова, Е.С. Кузьмина, Н.Н. Парыгина, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, Ю.П. Платонова и многих других авторов, ее нельзя считать решенной.

Одним из эффективных путей повышения качества групповой деятельности специалистов на железной дороге является комплектование их подразделений с учетом психологической совместимости.

В наше время информатизация всех сфер человеческой деятельности представляет собой особую актуальность в связи с прогрессом компьютерной техники. Техническое усовершенствование компьютеров, повышение производительности и понижение стоимости, сделало их доступными для широкого круга людей. Создается все больше программ для компьютерной психодиагностики, создаются базы данных, автоматизированные тесты.

Использование в психодиагностике возможностей современных компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, оперативно и всесторонне анализировать и наглядно отображать экспериментальную информацию, значительно облегчает работу психолога. Внедрение компьютеров в психодиагностику сейчас идет главным образом по пути создания автоматизированных версий отдельных методик. За счет автоматизация повышается точность и оперативность, так необходимые в консультационной практике или при проведении массовых обследований. В данной дипломной работе представлено исследование по изучению психологической совместимости сотрудников ЖД. Для получения наиболее полной картины и эффективной работы психолога мы автоматизировали три теста для определения психологической совместимости сотрудников.

Для автоматизации процесса проведения тестирования мы использовали программное средство для разработки приложений Delphi. В первую очередь, Delphi предназначен для профессионалов - разработчик корпоративных информационных систем. Однако, Delphi предназначен не только для программистов - профессионалов. Любой программист на паскале способен практически сразу профессионально освоить Delphi. Специалисту, ранее использовавшему другие программные продукты, придется труднее, однако самое первое работающее приложение он сможет написать в течение первого же часа работы на Delphi. Данный программный продукт прост в работе, надежен и быстр в разработке готовых приложений.

Цель дипломной работы: создание автоматизированного пакета методик для изучения психологической совместимости сотрудников Красноярской железной дороги.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме психологической совместимости в коллективе.

2. Изучить программные средства для создания автоматизированного пакета методик.

3. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение психологической совместимости машинистов.

4. Подобрать программные средства для автоматизации пакета методик.

5. Автоматизировать пакет методик для изучения психологической совместимости сотрудников.

6. Апробировать автоматизированный пакет методик.

7. Провести исследование психологической совместимости сотрудников на Красноярской ЖД.

8. Проанализировать полученные результаты исследования.

9. Интерпретировать данные и сформулировать выводы.

10. Расчет экономической эффективности компьютерной разработки.

11. Обоснование экологической безопасности работы.

Цель исследования: изучить психологическую совместимость машинистов на Красноярской ЖД.

Объект исследования: сотрудники коллектива Красноярской железной дороги в количестве 200 человек.

Предмет исследования: психологическая совместимость сотрудников Красноярской железной дороги.

Для проведения исследования был сформирован психодиагностический комплекс:

1. Методика социометрического измерения Дж. Морено, направлена на выявление и изучение психологической совместимости.

2. Определение индекса групповой сплоченности Сишора, направлена на выявление групповой сплоченности.

3. Методика определения уровней сработанности и совместимости (разработка Н.Н. Обозова), определяет уровень сработанности и совместимости сотрудников.