logo
Анализ наличия и использования трудовых ресурсов

1.3 Экономическая эффективность работы предприятии

Основные финансовые показатели работы компании приведены в таблице 5. В таблице 6 рассчитаны показатели динамики этих показателей.

Таблица 5 - Основные финансовые показатели работы компании

Показатели

2003

2004

2005

Доходы всего, тыс. долл.

44598

46378

42037

в т.ч.

от перевозок грузов

41436

43376

39403

от перевозок пассажиров

2613

2454

2166

прочие

549

488

462

Расходы всего, тыс. долл.

32397

30570

26363

в т.ч.

на перевозки грузов

30236

28356

24536

на перевозки пассажиров

1794

1682

1473

прочие

367

352

354

Прибыль всего, тыс. долл.

72207

75928

75668

В Т.Ч.

от перевозок грузов

11200

15020

14867

от перевозок пассажиров

819

772

693

прочая

182

136

108

"right">10

Таблица 6 - Динамика основных финансовых показателей работы компании

Показатели

Цепной темп роста (2004 г. по ср. с 2003 г.)

Цепной темп роста (2005 г. по ср. с 2004 г.)

Доходы всего

7,04

0,97

в т.ч.

от перевозок грузов

1,05

0,91

от перевозок пассажиров

0,94

0,88

прочие

0,89

0,95

Расходы всего

0,94

0,86

в т.ч.

на перевозки грузов

0,94

0,87

на перевозки пассажиров

0,94

0,88

прочие

0,96

1,01

Прибыль всего

1,31

0,98

в т.ч.

от перевозок грузов

1,34

0,99

от перевозок пассажиров

0,94

0,90

прочая

0,75

0,79

Анализ таблиц 2 и 3

Как видно, в структуре перевезенных грузов преобладают сыпучие грузы (это в основном руда и строительные грузы), которые составляют около 2/3 от всего объёма перевозок. Около 1/3 от всего объёма - это тарно-штучные грузы. За рассматриваемый период структура объёма перевозок сместилась в сторону тарно-штучных грузов, что следует оценить положительно, т.к. тарно-штучные грузы являются высокотарифными. Среди тарно-штучных грузов преобладают чёрные металлы. Незначительны перевозки нефтегрузов. Компании следовало бы серьёзно заняться работой в этом направлении, т.к. перевозки нефти и нефтепродуктов приносят сейчас большие доходы. Контейнерные перевозки имеют тоже незначительный удельный вес в структуру объёма перевозок грузов судами компании, к тому же их объёмы сократились за рассматриваемый период более чем в 15 раз (1/(0,68x0,09)).

Рассматривая структуру объёма перевозок по направлениям, отметим, что она значительно изменилась за анализируемый период: увеличилась доля каботажных и уменьшилась доля заграничных перевозок. Этот факт является негативным, поскольку свидетельствует о том, что компания не выдерживает конкуренции на внешних фрахтовых рынках (иначе не объяснить такое изменение, т.к. фрахтовые ставки на загранперевозках намного выше). В составе загранперевозок возросла доля перевозок между иностранными портами. Последнее изменение не очень значительное и поэтому не заслуживает особого внимания исследователя.

Общий объём перевозок грузов является довольно стабильным (на уровне 5000 тыс.т в год). Изменения здесь не очень значительны. Постоянно сокращаются перевозки пассажиров в виду своей невысокой рентабельности. Это следует оценить положительно, поскольку компании необходимо сосредоточить все свои ресурсы на своей основной деятельности - перевозке грузов и завоёвывать на мировом фрахтовом рынке новые позиции.

Анализ таблиц 5 и 6

Как видно, за анализируемый период доходы практически не изменились, расходы снизились, что позволило компании повысить свою прибыль. Это произошло в основном за счёт роста прибыли от грузовых перевозок. Отметим усилия компании по сокращению расходов на грузовые перевозки (причём темп снижения расходов растёт по годам). Умение найти способы сократить расходы следует оценить положительно. Это будет иметь большое значение для повышения уровня конкурентоспособности компании при реализации планов закрепления на мировом фрахтовом рынке, о чём уже говорилось выше. Отметим уменьшение и доходов, и расходов, и прибыли от пассажирских перевозок и прочих видов деятельности. Это ещё раз свидетельствует о том, что компания направлением своего развития выбрала концентрацию на грузовом сегменте рынка.

"right">12