logo
36 китайских стратагем

1. Определение понятия стратагема

«Само понятие стратагема (по-китайски: чжимоу, моулюе, цэлюе, фанлюе) означает стратегический план, в котором для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость» [3, c. 5].

Стратагема подобна алгоритму, она организует последовательность действий. Стратагемы составляли не только полководцы. Политические учителя и наставники царей были искусны и в управлении гражданским обществом, и в дипломатии. Все, что требовало выигрыша в политической борьбе, нуждалось, по их убеждению, в стратагемном оснащении [3].

Необходимые условия для составления и успешной реализации стратагем: умение рассчитывать ходы и предвидеть их последствия, знание психологических особенностей тех, против кого нацелен план и упорство автора плана в реализации стратагемы [5].

Таким образом, стратагема представляет собой неортодоксальный план, который позволяет добиться желаемого успеха, и рассчитан на долгий промежуток времени. При этом для успешной реализации необходимо обладать стратегическим мышлением и иметь хорошее представление о психологии противника.

Все стратагемы содержаться в трактате «Тридцать шесть стратагем», который имеет свою интересную историю. Оригинальный текст «Тридцати шести стратагем» включает в себя как бы несколько смысловых слоев, каковыми являются:

-- тридцать шесть изречений из четырех или, реже, трех иероглифов, представляющих собой названия стратагем;

-- краткое разъяснение принципа данной стратагемы;

-- цитата из древнейшего китайского канона «Книга Перемен», поясняющая смысл данной стратагемы в терминах «Книги перемен»;

-- пространный комментарий к стратагеме, нередко содержащий указания на исторические прецеденты ее применения [3].

При этом следует отметить, что стратагемы в трактате классифицированы на шесть разделов. Каждый раздел имеет название, и содержит характерные названию - стратагемы [3].

Следует сказать несколько слов о значении «Книги Перемен» для китайской науки стратагем. Именно этот древнейший канон, использовавшийся для гаданий о выборе способа действия, предоставил китайским стратегам язык технического описания динамики ситуаций, которые обозначаются отдельными стратагемами [3].

В основе «Книги Перемен» лежит система графических символов, которые составляются из черт двух видов, -- сплошной и прерывистой -- обозначающих две мировые силы: активное, светлое, мужское начало ян и пассивное, темное, женское начало инь [3].

В книгах по стратегии понятия ян и инь обладают чрезвычайно широким спектром значений, как-то: сила и слабость, нападение и оборона, фронтальная атака и обходной маневр, подлинное и обманное, явное и скрытое, ярость и выдержка и прочие [3].

Следует также отметить, что сама по себе стратагема это 4 или 3 иероглифа, к которой добавляется 6 линий, разных видов и в разном порядке. Таким образом, одну и ту же стратагему можно трактовать по-разному и во множестве вариантов, исходя из условий поставленной задачи или желаемого результата. На это также указывает и название сборника. Тридцать шесть в китайской культуре может означать не только конкретное число, а также огромное множество вариантов. [4].

«Сколько бы мы ни разъясняли значение отдельных стратагем, как бы ни вникали в нюансы их смысла, мы снова и снова будем наталкиваться на стену безмолвия» [4, c. 7].