1.1. Особенность и динамика рынка труда и занятости населения.
Управление человеческими ресурсами осуществляется на различных уровнях: от мирового сообщества до подразделений предприятия.
Наиболее общие рекомендации по управлению трудовой деятельности разрабатывает Международная организация труда. Рекомендации Международной организации труда направлены на обеспечение нормальных условий труда и создание конструктивных взаимоотношений между работодателями, работополучателями и государством.
Рынок труда - неотъемлемая часть рыночной экономики, где принимаются решения, связанные с наймом и занятостью работников и ведутся индивидуальные и коллективные переговоры об уровне оплаты, условиях труда и иных аспектах трудовых отношений между нанимателями и работниками в условиях сложившейся институциональной среды.[26, C. 355]
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносит им заработок.
Занятыми считаются граждане:
· Работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу, включая временные, сезонные работы;
· Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью, предприниматели, а также члены производственных кооперативов;
· Избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
· Военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;
· Трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;
· Временно отсутствующие на работе;
· Выполняющие работы по гражданско-правовым договорам.[5, c. 38-39]
Проблемы российского рынка труда разнообразны по своим причинам, проявлениям и последствиям. Основные проблемы мешающие российскому рынку труда, таковы: низкая цена труда; огромное неравенство в доходах; бедность; безработица; глубокие структурные и межрегиональные профсоюзов; низкая трудовая мобильность работников и их незащищенность; недоверие к государству; социальный пессимизм; «утечка умов» ; недостатки институциональной среды.
Особенно острой и болезненной является проблема низких заработков и безработица. По уровню заработной платы Россия занимает одно из последних мест среди промышленно развитых стран, отставая даже от многих развивающихся стран. К причинам низких заработков в России следует отнести: недостаточную конкурентоспособность и мобильность большого числа работников; низкое качество институциональной среды; отсутствие оптимальной стратегии развития бюджетного сектора экономики.[5, c. 40]
Безработными считаются лица, которые по действующему законодательству могут быть приняты на работу и активно ее ищут. Для получения статуса безработного и пособия по безработице необходимо выполнение ряда условий:
· Регистрация в службе занятости;
· Активный поиск работы;
· Отсутствие других источников доходов;
· Сотрудничество со службой занятости, выполнение ее рекомендаций.
Одной из особенностей российской безработицы является разрывом между регистрируемой и «МОТовской» безработицей.
Таблица 1.1
Численность безработных в России, тыс. человек.
показатель |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
|
Численность безработных по методологии МОТ |
6303,4 |
6153,5 |
5683,3 |
5775,2 |
5803,4 |
|
Безработные, зарегистрированные в органах государственной службе занятости. |
1122,7 |
1499,7 |
1638,9 |
1920,3 |
1943,2 |
Этот разрыв объясняется такими причинами, как:
· Нежелание части безработных обращаться в органы служб занятости, поскольку те не располагают достаточной информацией о подходящих вакансиях;
· Низкий уровень пособий по безработице и задержке по их выплате;
· Возможность найти работу в неформальном секторе экономики, доходы от которой могут значительно превысить пособие по безработице;
· Наличие скрытых безработных, месяцами не получающих заработную плату и продолжающих формально числиться занятыми.
В результате большинство безработных полагают, что выгоды от официальной регистрации не окупают связанных с ней издержек, и осуществляют поиск работы самостоятельно.
Традиционные формы безработицы имеют в России свои особенности. Фрикционная безработица характерна для достаточно конкурентоспособных и мобильных работников, у которых время поиска новой работы незначительно или вообще отсутствует. Это, как правило, мужчины, молодежь.
Структурная безработица на российском рынке труда имеет свои особенности. Если в развитых экономиках она возникает в результате сокращения рабочих мест в одних отраслях и создания в других в ходе технического прогресса и модернизации производства, то в России вакантные места нередко требуют от работников более низкой квалификации, чем та, которой они обладают.
Циклическая безработица вызвана спадом производства в связи с фазой экономического цикла.
Скрытая безработица определяется численностью работников, которые формально считается занятыми, но не выполняют сколько-нибудь значимого объема работы. Необходимо отличать скрытую безработицу от частичной занятости, которая при определенных условиях вполне эффективна.[27, c. 181-182]
Институциональная среда российского рынка труда способствует массовым злоупотреблением работодателей, реальная власть которых над работниками проявляется не только в занижении заработной платы, но и в консервации скверных условий занятости; в ухудшении положения работников по сравнению с правилами, зафиксированных в трудовом законодательстве.
Решение большинства сегодняшних проблем российского рынка труда связано с совершенствованием его институтов, улучшением их взаимодействия, повышения качества институциональной среды в целом.
1.2. Необходимость государственного регулирования рынка труда
и занятости населения.
Государственное регулирование национального рынка труда и трудовой миграции является одним из условий формирования рыночной среды в транзитных экономиках.
В нашей стране сложившийся рынок труда является квазирынком, для которого характерны многочисленные диспропорции, наличие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы по наиболее выгодной для большинства работников цене.
В первые пореформенные годы одной из наиболее сложных была задача перераспределения рабочей силы, занятой на несостоятельных предприятиях. В интересах ее решения государство отказалось от регулирования уровня заработной платы, отменило гарантии занятости, сняло формальные барьеры, ограничивающие мобильность рабочей силы. Чтобы смягчить негативные последствия ожидавшегося резкого всплеска безработицы, а также снизить неопределенность в сфере занятости, государство начало осуществлять программу защиты от безработицы работающего населения.[8, c. 72-73]
Прогнозы крупномасштабного высвобождения рабочей силы не оправдались. Более того, падение уровня занятости оказалось меньшим, нежели можно было ожидать, учитывая глубину спада производства. Ограниченная по своим масштабам реструктуризация занятости и высокие темпы инфляции способствуют снижению реального уровня заработной платы. Несмотря на факты, свидетельствующие о довольно значительной мобильности рабочей силы, работники в своей массе не переходят на более эффективные рабочие места, а количество вновь создаваемых рабочих мест ограничено.[15, c. 64-66] Правовые пробелы, несогласованность отдельных норм и половинчатость ряда положений сказываются на практике трудовых отношений.
Основой государственного управления рынком труда должны были стать принятые правительством Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 гг. и план мероприятий по ее реализации. Однако к заметным подвижкам это не привело.
Недостаточная действенность упомянутых документов, по-видимому, связана с отсутствием в Концепции четко обозначенной ответственности государства применительно к регулированию рынка труда. Она должна охватывать:
· обеспечение занятости населения, направленной на повышение рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;
· устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда;
· повышение конкурентоспособности рабочей силы;
· поддержку малого предпринимательства;
· регулирование трудовой миграции;
· создание условий для профессиональной подготовки впервые вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;
· введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).[14, c. 23-24]
Эффективно функционирующий рынок рабочей силы требует соблюдении ряда условий, в частности: продолжении приватизации и равенства форм собственности; реальной, а не неформальной отмены прописки, препятствующей свободному перемещению рабочей силы, создания рынка жилья, организации эффективной системы содействия найму, переквалификации и материальной помощи безработным.[10, c. 42-43]
Современное положение на рынке труда повышает уровень бедности и может оказаться серьезным препятствием для долгосрочного экономического роста.
Система социальной защиты, существующая в ограниченных масштабах, направлена либо на стимулирование увольнений и уменьшение страха перед безработицей, либо на защиту работников от увольнений в долгосрочной перспективе. В основном она ограничивается мерами в области самозанятости в сельском хозяйстве и торговле, то есть охватывает те виды деятельности, которые помогают населению справиться с проблемами низкой заработной платы, неплатежей или безработицы.
Россию необходимо выводить из сложившегося "равновесия" между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда.
С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этой политики
· формирование динамичною рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;
· регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного рыночного регулировании),
· система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки уровня доходов, разработка активных программ развития рынка труда, разделение ответственности между регионами и федеральным правительством). [22, c. 52-53]
Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы. Думается, что она должна включать, как минимум пять основных подпрограмм:
· стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;
· создание общественных работ для безработных;
· содействие найму;
· социальная поддержка безработных;
· регулирование международной миграции кадров.
При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.
1.3. Нормативно-правовые акты и организационные основы
политики на рынке труда.
Воздействие государства на функционирования рынка труда связано с реализацией комплекса экономических и социальных задач. Следует учитывать, что все рынки в экономике взаимосвязаны. На функционирования рынка труда прямо или косвенно влияют изменения, происходящие на других рынках.
Государство регулирует работу рынка труда с помощью как административных, так и экономических рычагов. Огромную роль играет трудовое законодательство страны, определяющее права и обязанности сторон, вступающие в трудовые отношения: работников, работодателей, профсоюзов, союзов работодателей. Законодательство устанавливаются: возраст выхода на пенсии; минимальный уровень заработной платы; коэффициент повышенной оплаты сверхурочных работ; нормы безопасности труда; льготы отдельным категориям работников; ограничение по привлечению к труду детей, подростков, беременных женщин.[6, c. 45-48]
Статьей 37 Конституцией каждому гражданину предоставлено право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.[1]
Первые международные организации по вопросам рынка труда возникли в начале 20 века. Датой основания МОТ считается 29 октября 1919 г., когда в Вашингтоне открылась первая Международная конференция труда. На ней были приняты первые шесть международных конвенций по труду, в то числе о рабочем времени в промышленности и о безработице.
Деятельность МОТ, направлена на совместное решение и международное регулирование проблем в сфере занятости, определяется ее ставом и базируется на изложенных в нем принципах: « Прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости. Все люди имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей; достижения условий, при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики» [11, c. 45-46]
Главные цели МОТ - содействие социально- экономическому прогрессу, повышению благосостоянию и улучшению условий труда людей, защита прав человека.
За 1919-2000 гг. принято 183 конвенции и 191 рекомендация по вопросам труда.
Конвенция - это международный акт, который после его ратификации государством - членом является обязательным для выполнения. Например, в 1964 г. Была принята Конвенция «О политике в области занятости» МОТ, направленная на укрепление коллективно-договорной системы, распространившая принципы права на организацию и ведение коллективных переговоров. Признавая, что работники- наиболее уязвимая сторона трудовых отношений, конвенция провозгласила принцип, согласно которому они должны были пользоваться надлежащей защитой от любых форм дискриминации, направленной на ущемление свободы объединений в сфере труда.[6, c. 46]
Рекомендации предназначены лишь для создания ориентиров при выработке государствами- членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке национального законодательства и практических мероприятий. Так, в 1948 г. Была принята Рекомендация « О службе занятости» о коллективных переговорах, которая определила ряд важных принципов коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений:
· принятие обязательств по соблюдению условий подписания договора;
· признание недействительными условий трудовых договоров, противоречащих коллективному соглашению
· распространение условий коллективного соглашения на все категории работников на охватываемых договором предприятиях.[6, c. 47-48]
В России в 1991 г. Была создана Федеральная государственная служба занятости населения (ФГСЗН). Среди программ, которые она осуществляет, можно выделить следующие:
· предоставление информации о рынке труда;
· содействие в трудоустройстве;
· организация «клубов ищущих работу» для помощи гражданам в приобретении навыков поиска работы;
· профессиональное консультирование зарегестрированых безработных;
· профессиональное обучения безработных и людей, относящихся к группе риска;
· специальные программы для молодежи, особенно безработной и «неблагополучной»;
· пособие по безработице.[9, c. 40-42]
На каждом уровне действуют свои организации по вопросам рынка труда, так на федеральном уровне действует ФГСЗН, на региональном - Управление федеральной государственной службы занятости населения субъекта федерации, на местном - Городской центр занятости населения.
Самым главным нормативным документом регулирующий рынок труда является Закон РФ «О занятости населения РФ» принятый в 1991 г.
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.[2]
Своеобразие российского рынка труда, заключается в том, что жесткое законодательство сочетается с крайне низкой эффективностью механизма принуждения к его исполнению. Элементами подобного механизма должны быть судебная система, надзорные органы исполнительной власти, профсоюзы, репутационные механизмы, привлечение работников к участию в руководстве, средства массовой информации, протестная активность самих трудящихся и их готовность к увольнениям с предприятий, систематически нарушающих законы и контракты.
- Тема 4. Рынок труда и занятость населения
- 44. Занятость населения и рынок труда.
- 3.4. Политика государства на рынке труда и в области занятости населения
- 2. Выпускники вуЗов и рынок труда в Курской области.
- 45. Рынок труда и проблема занятости. Государственная политика занятости.
- 38.Проблемы регулирования рынка труда и занятости населения.
- Рынок труда как регулятор занятости.
- 24. Занятость населения и политика на рынке труда