1.1.1 Постановка цели моделирования бизнес процессов
Информационные технологии в бизнесе представляют собой инструменты для достижения какой-либо цели [6, с. 28].
Создавать с «нуля» или реформировать систему управления организацией можно только после того, как станет ясна наивысшая цель организации. Она нужна для принятия правильных с точки зрения ее достижения решений о внутреннем устройстве и принципах функционирования организации. Кто ее задает? Или кто ставит цель перед организацией? Очевидно, что таким лицом является собственник компании (или группа собственников, или акционеры) и только он. Можно бесконечно долго говорить о миссии компании по отношению к клиентам или о социальной ответственности, но истинная цель организации - удовлетворение потребностей собственника. К нему и предстоит отправиться за ответом на этот вопрос. Самое главное при этом действительно получить информацию о наивысшей цели, а не о целях более низкого уровня. Иначе это может привести к ситуации, когда в процессе проектирования приходится решать вовсе не те задачи, которые на самом деле хочет решить собственник. [5, с. 212]
Цели, которые может поставить собственник в зависимости от своих потребностей, можно разделить на три типа:
Финансовые цели
Самый простой вид целей. Примеры формулировок:
· Генерация заданного уровня прибыли в квартал.
· Генерация совокупной прибыли в размере N за 5 лет.
· Достижение компанией стоимости в N при продаже потенциальному покупателю.
· Достижение заданной котировки акций на заданной фондовой бирже.
Системные цели
Цели, которые должна достигать организация для обеспечения функционирования системы более высоко уровня. Например, если компания сталкивается с отсутствием необходимого количества грамотных специалистов той профессии, которая жизненно важна для ее бизнеса, она создает своё учебное заведение. Перед этим учебным заведением ставится цель: «Подготовка необходимого количества специалистов в год».
Личные (психологические) цели
Личные цели собственника лежат в области его психологии и базируются на его потребности в саморазвитии, общественном признании, положении в своей социальной группе и т.п. Это самые сложные для выявления и формализации цели, потому что, как правило, человек предпочитает о них не говорить. Выражаться они могут, например, так: «Хочу стать самым известным на рынке продавцом алкогольных напитков, при этом финансовые цели не интересны - главное, чтобы мы не работали в убыток». Такую цель желательно привести к более формализованной цели, например, «Захват заданного процента рынка».
Для полной формализации цели необходимо задать показатели ее достижения. Показатель определяет, насколько мы приблизились к выполнению цели. Например, если поставлена цель «Генерация заданного уровня прибыли в квартал», то показателем достижения этой цели будет «Прибыль в квартал». Показатели должны: быть измеримыми; иметь заданные целевые значения. [5, с. 225]
Определившись с наивысшей целью, необходимо разработать стратегию ее достижения - стратегию организации.
Стратегия - совокупность взаимосвязанных мероприятий и решений, определяющих приоритетные направления затрат ресурсов и усилий предприятия по достижению заранее определенных и согласованных с собственником целей. Стратегия дает ответ на вопрос, как добиться поставленных целей. [8, с. 74]
Из стратегии должны следовать основные требования к системе управления:
· стратегические цели, являющиеся декомпозицией наивысшей цели организации (количество уровней зависит от детальности проработки стратегии), целевые значения показателей для определения верхнего уровня системы целей организации.
· уровни управления (монопредприятие, холдинг - управляющая компания и набор производственных единиц, корпоративный центр - набор холдингов) - для определения верхнего уровня организационной структуры организации. [5, с. 240].
Таким образом, с помощью автоматизации некоторых операций, осуществляемых вручную, можно сократить временные и / или материальные расходы на их выполнение. Например, к таким случаям относится внедрение ИС для составления проектных смет в строительной компании, ИС учета и анализа успеваемости студентов в учебном заведении, интернет - магазин торгового предприятия и т. д. Однако выбор программного средства для какой- либо сферы деятельности определяется, в первую очередь, ее потребностями и особенностями бизнеса.
Для этого необходим этап формального описания предметной области, также часто называемый моделированием. [5, с. 243]
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
- 1.1 Информационные технологии в управлении бизнесом и производством
- 1.1.1 Постановка цели моделирования бизнес процессов
- 1.1.2 Моделирование предметной области
- 1.1.3 Бизнес-моделирование
- 1.1.4 Структурный анализ
- 1.1.5 Этапы бизнес-моделирования
- 1.2 Обзор методик и моделей бизнес процессов
- 1.2.1 Методологии описания предметной области
- 1.2.1.1 Нотация IDEF0
- 1.2.1.2 Нотации Процесс и Процедура
- 1.2.1.3 Нотация EPC
- 1.3 Состояние рынка средств описания бизнес-процессов и практический опыт описания бизнес-процессов в российских компаниях
- Основные выводы по первой главе