1.3 Стратегии руководителя на разных стадиях жизненного цикла организации
Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
На стадии создания организации руководитель должен принять следующие меры:
тщательно изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;
собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами и стратегией компании;
взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала компании и внесения соответствующих коррективов в ее стратегию;
изыскать возможности привлечения дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;
рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотивации и стимулов [3].
На стадии роста организации на первый план в деятельности руководителя выступают:
решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;
обеспечение баланса между текущей и инновационной перспективной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала;
оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий и т.п.
На стадии зрелости руководитель организации должен принимать такие меры:
систематически и в первоочередном порядке следить за поведением конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в перспективные планы организации;
проанализировать необходимость и возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструкторской подготовки производства;
совместно с потребителями определять производственную и научно-техническую политику организации;
создать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы целевых команд, использования матричных структур и т.п.
На стадии упадка организации происходит определенная централизация управления компанией и в этих условиях руководитель:
рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности компании на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;
изучает возможности слияния с другими компаниями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;
приступает к осуществлению изменений в организации и методах управления предприятием, в установлении связей с новыми рынками и поставщиками [3].
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы понятий "свойства организации" и "жизненный цикл организации"
- 1.1 Понятие, сущность и классификации свойств организации
- 1.2 Сущность и этапы жизненного цикла организации
- 1.3 Стратегии руководителя на разных стадиях жизненного цикла организации
- 1.4 Социальный компонент жизненного цикла организации
- Глава 2. Анализ жизненного цикла организации
- 2.1 Анализ модели уровня развития организации в аспекте ее жизненного цикла
- 2.2 Взаимосвязь жизненного цикла и денежного (финансового) потока организации
- 2.3 Перспективные модели теории эволюции организации
- Заключение