2.Кадровый потенциал
Кадровый потенциал предприятия - умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения его эффективности в различных сферах пр-ва, в целях получения дохода (прибыли) или достижения социального эффекта. Управление КП должно содействовать упорядочению, сохранению качественной специфики, совершенствованию и развитию персонала. Долгосрочный КП включает в себя работников, которые могут решать задачи развития производства. две основные составляющие д/с КП: текущий и целевой накопительный. Текущий - изначально рассматривается администрацией исключительно для выполнения основных операций пр-ва. Целевой накопительный - предназначен для решения задач стратегического развития, расширения пр-ва, повышения его конкурентоспособности. Основные положения программы УКП:1. Постановка целей и задач УКП. Основная цель состоит в обеспечении успешной работы предприятия в условиях рыночной эк-ки. Задачи, влияющие на масштабы КП, его эффективное использование: квалифицированное развитие персонала; привлечение квалифицированных специалистов; создание оптимальных условий для эффективной работы кадров. 2. Определение содержания и участников УКП. Субъекты процесса УКП: руководители предприятий, руководители структурных подразделений, службы персонала, юридические службы, финансовое управление (отдел), отдел подготовки персонала. Основное содержание деятельности служб персонала - планирование персонала и его профессиональный рост, а также выявление и решение социально-бытовых проблем. 3. Условия повышения эффективности УКП. Для повышения эффективности УКП необходимо: постоянное участие в управлении не только кадровых служб, но и руководителей структурных подразделений; более четкое распределение функций между всеми участниками УП и координация их действий; создание соответствующей нормативно-методической базы, регламентирующей деятельность каждого из участников процесса управления; определение приоритетов в работе с КП. Важнейшая задача УКП становится закрепление и развитие персонала: рациональное распределение должностных обязанностей; профессиональное и должностное продвижение работников с учетом результатов оценки их деятельности и индивидуальных особенностей; регулярное повышение квалификации специалистов; создание других условий, мотивирующих работников к более эффективному труду; планирование карьеры. Следовательно, в основе политики УКП должны лежать три фактора: привлечение на работу высококвалифицированных специалистов; создание условий, способствующих профессиональному развитию и закреплению на предприятии, в учреждении наиболее квалифицированных, опытных работников; совершенствование организации управления. 4. Оценка персонала. Оценка применима в таких областях как: отбор и расстановка персонала, планирование и сопровождение деятельности специалистов, подготовка и повышение квалификации работников, формирование, подготовка резерва для выдвижения на руководящую должность и т. д.