logo
ЗМ1 Л1

1.4. Стратегическое управление

В мае в 1971 году в Питтсбурзи (США) была проведена расширенная конференция по вопросам стратегического управления, где в 14 развернутых докладах были подбиты итоги развития стратегического подхода к управлению западными и восточными компаниями, а также определены основные направления развития стратегического управления. Год 1973-й считается началом регулярного теоретического исследования и практического внедрения стратегического управления. С тех пор это направление в теории и практике управления непрестанно развивается, исследования в этой отрасли осуществляются во всем мире, большинство процветающих организаций достигли своих результатов благодаря внедрению системы стратегического управления. Так, большинство корпораций США и Западной Европы имеют квалифицированный персонал, что прошел специальную подготовку из стратегического управления. Переход к стратегическому управлению дал возможность преодолеть рассмотренные дальше ограничения стратегического планирования.

1. Стратегическое планирование, сфокусированное на принятие оптимальных стратегических решений, тогда как стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов: новых рынков, новых товаров и/или новых технологий. Перефразируя Питера Друкера, можно сказать, что стратегическое планирование — это прежде всего управление разработкой и выполнением планов, а стратегический менеджмент — управление, направленное на достижение результатов посредством применения широкого спектра инструментов относительно каждого из элементов производственно-управленческой системы организации.

2. Стратегическое планирование — аналитико-прогнозный процесс, а стратегический менеджмент — процесс организационный, где в определенном варианте соединяются все функции управления, каждая из них должна развиваться стратегически.

3. В стратегическом планирование используются экономические и технологические переменные. В стратегическом менеджменте, кроме того, учитываются еще и организационные, психологические, социологические и политические факторы. Таким образом, стратегическое планирование отвечает на вопрос «что делать?», а стратегический менеджмент, который включает в себя стратегическое планирование как неотъемлемую свою функцию, — на вопрос «как?», «когда?» и «кто это будет делать?».

4. Стратегический менеджмент состоит из взаимосвязанных процессов: формулировка стратегий; развития деловых способностей компании; управление внедрением стратегий [6].

С тех пор произошло разграничение функций текущего и стратегического управления, начали закладываться основы развития последнего.

Основные характеристики «регулярного», сориентированного на текущую деятельность и стратегического управления (что, впрочем, не вычерпывает всех сторон этих подходов к управлению), приведено в табл. 1.2. Они отличаются концептуально.

Таблица 1.2

Характеристика основных отличий текущего («регулярного») менеджмента и стратегического управления

Концепция управления — это система идей, принципов, представлений, что предопределяют цель функционирования организации, механизмы взаимодействия субъекта и объекта управления, характер отношений между отдельными звеньями его внутренней структуры, а также определяют необходимую степень учета влияния внешней среды на развитие предприятия.

Теория управления отмечает наличие разных концепций, что доминировали на разных этапах развития теории и практики управления. Определенная последовательность существует и в развитие концепций стратегического управления.

Исследование эволюции развития концепций стратегического менеджмента в разных странах дает основания говорить о наличие разных подходов к разработке стратегий и о многозначительности толкования состава элементов системы стратегического управления (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Характеристика подходов к разработке стратегий [27]

Каждая школа акцентирует внимание на определенных моделях и методах разработки стратегий, однако практика использования стратегического управления гласит, что, с одной стороны, нет единственного «идеального» подхода, а из второго — существуют элементы, что их используют все авторы.

Исходной идеей, что отбивает сущность концепции стратегического управления, иметься идея о необходимости учитывать взаимосвязь и взаимовлияние внешней и внутренней среды во время определения целей предприятия; стратегии в этом случае выступают как инструменты достижения целей, а для реализации стратегий необходимо, чтоб все предприятие функционировало в стратегическом режиме. Исходя из этого, можно дать такое определение стратегического управления, которое полнее всего раскрывает сущность концепции стратегического управления.

Стратегическое управление — это реализация концепции, в которой соединяются целевой, системный, ситуационный и интегральный подходы к деятельности предприятия, что дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их с имеющимися возможностями (потенциалом) предприятия и приводить их в соответствие с последними, разрабатывая и реализуя систему стратегий («стратегический набор»).

Концепция стратегического управления, которая положена в основу стратегического мышления, имеет такие характерные особенности:

1. Базируется на определенном сочетание теорий менеджмента относительно деятельности предприятия (в частности на системном и ситуационном анализе, целевом и инновационном подходах к управлению и тому подобное); предприятие при этом рассматривается как открытая социально-экономическая и материально-вещественная система. Использование только одной из отмеченных основ не дает возможности достичь нужных результатов — развития предприятия в долгосрочной перспективе.

2. Ориентирует на изучение условий, в которых функционирует предприятие. Благодаря этому удается создавать адекватные имеющимся условиям системы стратегического управления, что будут отличаться одна от другой в зависимости от особенностей предприятия и характеристик внешней среды.

3. Концентрирует внимание на необходимости сбора и применения баз стратегической информации. Анализ, интерпретация и применение информации для принятия стратегических решений дают возможность определить содержание и последовательность действий относительно изменений на предприятие благодаря уменьшению неопределенности ситуации.

4. Помогает прогнозировать последствия решений, что принимаются, влияя на ситуацию соответствующим распределением ресурсов, установлением эффективных связей и формированием стратегического поведения персонала.

5. Предусматривает применение определенных инструментов и методов развития предприятий (целей, «дерева целей», стратегий, «стратегического набора», стратегических планов, проектов и программ, стратегического планирования и контроля и тому подобное).

6. Создает предпосылки для создания такой системы управления, которая дает возможность функционировать организации в стратегическом режиме, что, в свою очередь, обеспечивает ее существование в долгосрочной перспективе.

Приведенные характеристики не вычерпывают сущности концепции стратегического управления, но дают возможность определить наиболее существенные ее составляющие, что и будет рассмотрен дальше.

Существуют много описаний последовательности выполнения отдельных этапов стратегического управления (некоторые достаточно детальные, другие — очень обобщенные), однако с тем, что нужно определить миссию (сферу деятельности), проанализировать внешнюю и внутреннюю среду, сформулировать цели и стратегии их достижения, разработать и выполнить стратегические планы, проекты и программы, — соглашаются все. На практике процесс стратегического управления не имеет таких точных, отделенных один от другого этапов: нарушается последовательность, поскольку большинство работ выполняется одновременно, наблюдается возвращение к уже «пройденным» этапам для уточнения; граница между отдельными видами работ является несколько размытой (например, это утверждение является очень актуальным для этапов установки целей и определения стратегий их достижения). Однако, стратегическое управление, что представляет собой комплексный инновационный процесс, не может происходить изолировано от того, что происходит на предприятие: кризисные ситуации, конфликты или, напротив, прорывы в ту или другую сферу знаний и деятельности. Стратегическое управление не может рассматриваться как работа исключительно менеджеров высшего уровня управления.

Учитывая необходимость поддержки стратегической ориентации предприятия стратегическое управление превращается в процесс непрерывный и динамический, а следовательно, одноразовый анализ и диагностика не могут быть основой такого процесса, поскольку предоставляют ограниченную определенным отрезком времени информацию. Стратегическое управление не претендует на то, чтоб дать одно решение на все времена, оно, как и любой инструмент влияния на объект управления, имеет свои ограничения (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Ограничение относительно использования стратегического управления на предприятие и пути их преодоления

Изменения в законодательстве, ценах на энергоносители и другие виды товаров и услуг, в технологии, организационных формах предприятий и формах их собственности, наличие конкуренции не только с отечественными фирмами гласят, что мы живем в мире, который быстро изменяется и не в тех направлениях, которые нам были бы по нраву. Предприятия сталкиваются с неопределенностью, непредвиденными ситуациями, когда эволюционный подход, экстраполяционные прогнозы и планы, которые построены по «приростными» методами, не могут обеспечить правильной ориентации в среде и подготовки предприятия к будущему, а следовательно, и выживание.

Стратегическое управление — многоплановый, формально-поведенческий управленческий процесс, который помогает формулировать и выполнять эффективные стратегии, что содействуют балансированию отношений между организацией (включая ее отдельные части) и внешней средой, а также достижению определенных целей.

Так же как тяжело представить себе два одинаковых предприятия, невозможно создать тождественные системы стратегического управления. Характерные особенности системы стратегического управления определенного предприятия зависят от взаимодействия таких факторов:

• отраслевой принадлежности;

• размеров предприятия (в зависимости от отраслевых особенностей);

• типа производства, уровня специализации, концентрации и кооперации;

• характеристик производственного потенциала;

• наличия (отсутствия) научно-технического потенциала;

• уровня развития управления;

• уровня квалификации персонала и тому подобное.

Разные подходы к построению системы стратегического управления нуждаются в четком представление о преимуществах этого явления в деятельности отдельных предприятий, которые в общем виде можно сформулировать соответственно цели стратегического управления.

Цель стратегического управления — это построение такой динамической системы, которая давала бы возможность обеспечивать своевременное определение миссии, целей и стратегий, разработку и выполнение системы планов (как инструментов реализации стратегических ориентиров), усовершенствования предприятия и его отдельных подсистем, что являются основой для повышения его конкурентоспособности и существования в долгосрочной перспективе.

Учитывая сказанное приведем принципиальную схему стратегического Управления предприятием (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Концептуальная схема стратегического управления организацией