logo
rio_oformlenie_rab

Тема 4. Конкретные методы исследований в менеджменте

Конкретные методы исследования как методы, отражающие специфику объекта исследования, его предмет и задачи. Наиболее значимые конкретные методы: анализ документов, иные методы социологических исследований, проведения модельного эксперимента, методы тестирования, социометрии, деловых игр, методы имитационного моделирования и иные. Особенности использования в исследовании управленческих ситуаций метода экспертных оценок (сложность проблем, связь с «человеческим фактором», отсутствие надёжных экспериментальных или нормативных инструментов). Проблема отбора экспертов в состав экспертной группы как важный этап всего процесса получения экспертного мнения. Конкретные методы отбора экспертов. Роль понятий «выбор», «полезность» и «вероятность» в социально-экономических исследованиях менеджмента по вопросу предпочтений.

SWOT-анализ как метод исследования в менеджменте для распределения структурных факторов по четырём категориальным типам (S-сильные и W-слабые стороны, O-возможности и T-угрозы); его универсальность и эффективность при исследовании направлений развития в социально-экономических системах с учётом возможных опасностей для них. Сферы применения SWOT-анализа в исследовании систем управления: проблема эффективности, управление персоналом, структура мотивации, проектирование функциональной структуры, механизм управления, информационное обеспечение, структура системы управления, коммуникативная система, организационное поведение и др. Ограничения применения и недостатки метода. Модификации SWOT-анализа: SNW-анализ, SMART-анализ.

Применение метода анализа иерархий в менеджменте для иерархического представления элементов, определяющих сущность проблемной ситуации. Декомпозиции проблемы на простые составляющие элементы в методе анализа иерархий. Процедура синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений.

Метод морфологического анализа как синтез метода классификации и метода обобщения. Возможности применения метода морфологического анализа для выработки оптимального управленческого решения.

Метод мозгового штурма (мозговой атаки) как процедура коллективного поиска инновационных решений (выдвижения идей) в проблемных ситуациях в предпринимательских структурах при разработке новой продукции, проектировании новых и совершенствовании устаревших организационных структур управления, т. е. при нахождении целесообразных решений для конкретных управленческих проблем.