Тема 4. Конкретные методы исследований в менеджменте
Конкретные методы исследования как методы, отражающие специфику объекта исследования, его предмет и задачи. Наиболее значимые конкретные методы: анализ документов, иные методы социологических исследований, проведения модельного эксперимента, методы тестирования, социометрии, деловых игр, методы имитационного моделирования и иные. Особенности использования в исследовании управленческих ситуаций метода экспертных оценок (сложность проблем, связь с «человеческим фактором», отсутствие надёжных экспериментальных или нормативных инструментов). Проблема отбора экспертов в состав экспертной группы как важный этап всего процесса получения экспертного мнения. Конкретные методы отбора экспертов. Роль понятий «выбор», «полезность» и «вероятность» в социально-экономических исследованиях менеджмента по вопросу предпочтений.
SWOT-анализ как метод исследования в менеджменте для распределения структурных факторов по четырём категориальным типам (S-сильные и W-слабые стороны, O-возможности и T-угрозы); его универсальность и эффективность при исследовании направлений развития в социально-экономических системах с учётом возможных опасностей для них. Сферы применения SWOT-анализа в исследовании систем управления: проблема эффективности, управление персоналом, структура мотивации, проектирование функциональной структуры, механизм управления, информационное обеспечение, структура системы управления, коммуникативная система, организационное поведение и др. Ограничения применения и недостатки метода. Модификации SWOT-анализа: SNW-анализ, SMART-анализ.
Применение метода анализа иерархий в менеджменте для иерархического представления элементов, определяющих сущность проблемной ситуации. Декомпозиции проблемы на простые составляющие элементы в методе анализа иерархий. Процедура синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений.
Метод морфологического анализа как синтез метода классификации и метода обобщения. Возможности применения метода морфологического анализа для выработки оптимального управленческого решения.
Метод мозгового штурма (мозговой атаки) как процедура коллективного поиска инновационных решений (выдвижения идей) в проблемных ситуациях в предпринимательских структурах при разработке новой продукции, проектировании новых и совершенствовании устаревших организационных структур управления, т. е. при нахождении целесообразных решений для конкретных управленческих проблем.
- Рабочая программа дисциплины методы исследований в менеджменте
- 1. Цели освоения дисциплины
- Место дисциплины в структуре ооп впо
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
- Структура дисциплины «Методы исследований в менеджменте»
- Содержание тем дисциплины
- Тема 1. Роль методологии в исследовании управленческих проблем
- Тема 2. Общенаучные и формально-логические методы исследований в менеджменте
- Тема 3. Методы исследований операций в менеджменте
- Тема 4. Конкретные методы исследований в менеджменте
- Образовательные технологии
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
- Дополнительная литература
- Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Методы исследований в менеджменте Рабочая программа