1.2. Этапы стратегического анализа и его связь со стратегическим управлением
Стратегический анализ включает следующие этапы: анализ мисси и цели; анализ внутренней среды; анализ внешней среды; анализ среды в целом. Первый этап стратегического анализа — анлиз миссии и цели, следующие три — изучение среды фирмы. Порядок анализа внутренней или внешней среды большого принципиального значения не имеет. Все равно придется одновременно идти итерационным путем: анализ ряда сторон внутренней среды вызывает необходимость обращения к внешней, а изучив некоторые аспекты внешней среды, надо обратиться к внутренней и т.д. Тем не менее, опыт показывает, что эффективнее начинать с предприятия, т.е. внутренней среды, а затем знакомиться с его окружением. Тогда резко ограничивается объем перерабатываемой информации. В табл. 4 представлена характеристика этапов стратегического анализа.
На втором этапе - анализ внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. Здесь стратегический потенциал рассматривается как совокупность ресурсов и возможностей фирмы, которые определяют ожидаемые (прогнозные) показатели её развития при различных сценариях внутренней и внешней среды. Анализ внутренней среды включает: Анализ эффективности бизнес–процессов; оценку стоимости компании; анализ стратегических показателей. Проводися анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравниваем себя с главным конкурентом, если оцениваем свои конкурентные преимущества). По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны — это возможные ключевые факторы стратегического успеха. Сратегический успех это результаты работы фирмы, которые в течение длительного времени превосходят показатели работы конкурентов.
На третьм этапе - анализ внешней среды фирмы, выполненного относительно цели и круга продуктовых бизнес-процессов, оценивается стратегический климат или стратегические условия, создаваемые внешней средой, т.е. оценить возможности и угрозы.
Анализ ни в коем случае не заканчивается тремя этапами. Четвертый этап- это анализ среды вцелом обеспечивает совместное исследование потенциала и климата, или оценку стратегической позиции предприятия в пространстве из двух координат. Погоризонтальной откладывается значение потенциала, а по вертикальной - состояние климата (привлекательности условий внешней среды). Произведение стратегического потенциала (Пот) и климата (Кл) дает основной результат аналитической стадии — значение стратегической позиции (Поз) предприятия: Пот x Кл = Поз.
Стратегическая позиция предприятия — всего лишь статическая "масса". Ее реальная сила определится лишь при определенном уровне стратегической активности руководства, специалистов и всего персонала. Можно сказать, что именно произведение стратегической позиции (Поз) на стратегическую активность (Акт) даст некую стратегическую силу (или определит так называемый стратегический успех), которую часто называют конкурентным преимуществом (Кпр): Поз x Акт = Кпр.
Здесь напрашивается аналогия: произведение массы на ускорение дает силу. У Ансоффа эта величина называется "конкурентным статусом фирмы" и вычисляется как произведение уровня стратегических капиталовложений, стратегического норматива (по существу, качества стратегии), норматива возможностей (мобилизованного активностью руководства потенциала фирмы). Каждый этап стратегического анализа требует соответствующего методического обеспечения. В табл.4
приведен наиболее часто применяемый набор инструментов — методов, моделей, схем циклов, концепций, графиков. На первом этапе, прежде всего, необходимо иметь системное представление о фирме в виде модели производственно-хозяйственной и стратегического управления. Затем необходима детализация цели и положения фирмы на уровне подцелей. При анализе среды в разрезе каждого этапа (оценки потенциала, условий и позиции фирмы) представлен состав рекомендуемых методов и моделей стратегического анализа.
Таблица 4
Характеристика этапов стратегического анализа на фирме
Этапы | 1 — Анализ миссии ицелей | 2 — Анализ внутренней среды | 3 — Анализ внешней среды | 4 — Анализ среды в целом |
Задачи | Идентификация миссии ицели развития | Оценка стратегического потенциала | Оценка стратегического климата (условий) | Оценка стратегической позиции Оценкаконкурентного преимущества |
Инструменты | · Модель производственно-хозяйственной системы фирмы · Модель системы стратегического управления · "Дерево цели" | · ЖЦИзд · ЖЦТов · ЖЦТех · ЖЦОрг; · Схема "БФР" · СХЦ (БЕ, СПЕ); · График Портера "рентабельность — доля рынка" · Кривая обучения | · ЖЦОтр · Анализ "поля сил" · PEST-анализ. Стратегические зоны. Контактные аудитории Котлера. · Концепция движущих конкурентн. силПортера. · Ключевые факторы успеха (КФУ) | · Матрица Ансоффа "продукт-рынок" · Матрица БКГ · Матрица ДЭМК · SWOT-анализ · Матрица "покупатель-продавец" · Матрица "ЖЦОтр-КП" |
Решения | Выбор структуры и редакции миссии Выбор (редакция) цели развития Выбор структуры "дерева цели" | Выбор варианта структуры внутренней среды (потенциала) Выбор методов Выбор оценки потенциала | Выбор варианта структуры внешней среды (условий) Выбор методов Выбор оценки климата | Выбор варианта структуры стратегического пространства Выбор методов; Выбор оценки позиции Идентификация стратегий по позиции |
Условные обозначения: ЖЦИзд, ЖЦТов, ЖЦТех, ЖЦОрг, ЖЦОтр — схемы жизненных циклов изделий, товаров, технологий, организации, отрасли. БФР — Бизнес-процессы продуктов — Функции по стадиям жизненного цикла — Ресурсы для исполнения функций. СХЦ — выделение стратегических хозяйственных центров (Бизнес-единиц, Стратегических производственных единиц). График Портера "рентабельность — относительная доля рынка фирмы". Анализ "поля сил" по Ансоффу. PEST(STEP )-анализ — анализ сфер макросреды: Политической, Экономической, Социальной, Технологической.. Стратегические зоны Ансоффа: структуризация микросреды фирмы, ее отрасли, ближайшего окружения на стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), ресурсов (СЗР), капиталовложений (СЗК), технологий (СЗТ), группы стратегического влияния (СГВ). БКГ — Бостонская Консалтинговая Группа. Матрица ДЭМК ( матрица "Дженерал Электрик — МакКинси") анализирует "конкурентный статус фирмы — привлекательность рынка". КП — конкурентные преимущества.
Здесь следует обратить внимание на специфику использования метода SWOT, обобщающего большой объем работы по диагностике позиции фирмы. Обычно предлагается такой порядок: выявляются сильные стороны (S), слабые стороны (W), возможности движения к цели (O), угрозы со стороны окружения (T), согласуются силы и возможности для формирования стратегий развития.
Логичнее эти операции выполнять на основе использования концепции ключевых факторов успеха (КФУ). Выявленные на отраслевом рынке КФУ сравниваются с сильными и слабыми сторонами предприятия и только после этого определяются, какие параметры стратегического потенциала реально сильны или слабы. Далее уточняются выводы, на основе сопоставления с возможностями и исходящими извне угрозами.
Весь технологический процесс стратегического управления развитием фирмы, включающий стратегический анализ, представлен на рис 1.
Таким образом, стадия стратегического анализа, вклющая разработку миссии и цели, оценку стратегического потенциала, климата (условий), позиции и конкурентного преимущества фирмы, является важнейшим элементом технологического процесса стратегического управления развитием фирмы.
Стадия выбора стратегии развития состоит в подготовке альтернативных и каталога базовых (эталонных) стратегий, а также выбора и принятия предпочтительной цели (как правило, представляющей собой комбинацию разного вида и уровня задач).
Стадия реализации стратегий предусматривает организационные меры по реализации выбранной стратегии: разработку проекта и плана, реструктуризацию, контроль (мониторинг) аналитического процесса, реализацию решений.
Конкурентное преимущество зависит не только от позиции фирмы. Его можно считать реальной и движущей силой лишь при должной активности руководства, функциональных специалистов и всего персонала. Эту активность характеризуют воля и целеустремленность руководства и персонала, качество выбираемых и реализуемых путей развития, уровень мобилизации потенциала; способность привлекать капиталовложения, методы, культура проведения изменений, адекватная реакция на изменения ситуации; скорость (темп) адаптации к изменениям.
Важнейшим аспектом активности развития является качество реализуемой стратегии. Как продукт деятельности стратегия имеет потребительские свойства, соответствующие цели развития, миссии и предназначению фирмы, ценностным ориентациям руководства и персонала, внешним и внутренним возможностям, глубине проникновения в сложившуюся ситуацию.
Качественная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности фирмы.
- Стратегия транспортного предприятия
- Общие положения
- 1.1 Цели и задачи практических занятий
- 1.2 Состав практических работ
- Работа 2
- Работа 4
- 1.2. Этапы стратегического анализа и его связь со стратегическим управлением
- 2. Методы стратегического анализа
- 2.1 Метод Портфельный анализ
- 2.2 Метод "Пять сил" Майкла Портера
- 2.3 Метод pest( step) -анализ
- 2.4 Метод swot–анализ
- 2.5. Метод gap- анализ
- 2.6 Метод cvp-анализ
- Вопросы к зачету
- Список используемой литературы