logo

2.3 Анализ нормативно - правовой базы малого бизнеса в Российской Федерации

Малый и средний бизнес в последние годы становится все более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти.

На сегодняшний день в Российской Федерации приняты и действуют ряд законодательных и нормативных актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, в том числе активизировать их инновационную деятельность

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт в России является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

В зависимости от юридической силы:

1) Законы

- Конституция РФ

- Федеральные конституционные законы

- Федеральные законы

2) Подзаконные правовые акты:

- Указы Президента РФ

- Постановления Правительства РФ

- Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)

3) Локальные нормативно-правовые акты

4) Особую группу составляют международные договоры РФ.

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

В зависимости от содержания:

1) отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)

- гражданско-правовые

- уголовно-правовые

- и т.д.

2) комплексные

Рассмотрим один из основных документов, регулирующих порядок осуществления деятельности малых предприятий, Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию МП, понятие субъектов МП, инфраструктуры поддержки субъектов МП, виды и формы такой поддержки.

Необходимо отметить, что Федеральный закон № 209-ФЗ в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», более четко определяет организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, он исключает из их числа государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые и ранее не могли быть малыми предприятиями, поскольку все их имущество находится в государственной или муниципальной собственности соответственно. Кроме того, закон закрепляет возможность получить статус субъекта МП для одной из форм некоммерческих организаций - потребительского кооператива, что в Федеральном законе от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ не было предусмотрено. Следовательно, можно констатировать, что Федеральный закон № 209-ФЗ уточняет перечень организационно-правовых форм субъектов малого и среднего предпринимательства.

Новый закон регулирует гораздо более широкую сферу общественных отношений. Во-первых, как уже отмечалось, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов МП не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Федеральном законе № 209-ФЗ определена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности МП, развитию субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать условия для привлечения субъектов МП к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, способствовать созданию акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, им предписано оказывать содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами МП.

Конкретные планы по развитию малого предпринимательства определены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р. Для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривается создание бизнес-инкубаторов – организаций, формируемых для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений, оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

    1. Анализ основных методов государственной поддержки малого бизнеса

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

  1. освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;

  2. установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с момента их регистрации;

  3. возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

  4. освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога— физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;

  5. предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;

  6. распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;

  7. сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;

  8. уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для малых предприятий.

Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения интересов государства виды деятельности:

  1. производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

  2. производство продовольственных и промышленных товаров) товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

  3. оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

  4. строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

  5. инновационная деятельность.

Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях. [5. стр. 235]

Установлено, что в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия, занимающиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки малых предприятии и развития конкуренции.

В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от уплаты НДС.

Надо признать, что поддержка предпринимательства требует больших затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ. [5. стр. 201]

Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:

1) привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);

2) отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецелевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;

3) переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.

В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:

а) несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности аналитических разделов и блока практических мер;

б) декларативность, расплывчатость поставленных задач;

в) чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;

г) нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов (запланированные на 1996 г. увеличение в 1, 5-2 раза числа малых предприятий и создание около 1 млн новых рабочих мест на деле обернулись падением первого показателя на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн чел. по сравнению с 1995 г. ).

Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство. [5. стр. 132]

Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса должно сыграть введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.

До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).

Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации. [9. стр. 49]

О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно- технических разработок, технологий и др.

  1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Настоящая Концепция подготовки и проведения IX Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес как важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях» (далее – Конференция) устанавливает цели, задачи, примерный порядок и регламент ее мероприятий. Проведение конференции уже традиционно приурочено к профессиональному празднику – Дню российского предпринимательства, который проходил во второй раз 26 мая 2009 г.

Малое предпринимательство играет все возрастающую роль в социально-экономическом развитии России.

В сложных экономических условиях мирового финансово-экономического кризиса поддержка малого бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Ключевая роль сектора – решение проблем безработицы и инновационного развития экономики.

Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства Российской Федерации.

В 2009 году финансирование мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета увеличено до 10,5 млрд. рублей. Кроме того, по линии Внешэкономбанка для финансирования программ кредитования малого бизнеса выделяется около 30 млрд. рублей.

В рамках Программы Минэкономразвития России по поддержке малого бизнеса, которая уже работает в 78 регионах страны, в 2009 году будет уделено внимание активному содействию создания новых компаний. Прежде всего, идет речь о предоставлении грантов начинающим предпринимателям. Реализация комплекса мероприятий только за счет средств федерального и региональных бюджетов в 2009 году может поддержать создание или сохранение от 350 000 до полумиллиона рабочих мест.

Следует подчеркнуть важность использования всех форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства, включая вопросы налоговой политики и снижения административного давления.

В 2008 году принят ряд законодательных актов, которые направлены на поддержку и развитие малого бизнеса.

В частности, для снятия излишних административных барьеров и ограничения необоснованных проверок в исполнения Указа Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» приняты: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности», «пакет» антикоррупционных законов, внесенных Президентом Российской Федерации.

Приняты документы, направленные, в том числе, на ослабление налогового бремени: снижение с 2009 года ставки налога на прибыль компаний - с 24% до 20% - за счет ее федеральной части, на снижение ставки при применении упрощенной системы налогообложения в субъектах Федерации с 15 до 5% и снижение стоимости подключения субъектов малого предпринимательства к энергосетям, а также на предоставление малым и средним предприятиям - добросовестным арендаторам государственного и муниципального имущества, преференции при его приватизации.

Важным направлением поддержки малого предпринимательства является поддержка кредитования субъектов малого бизнеса. Малый бизнес в период кризиса банки перестают кредитовать в первую очередь. Это связано и с нехваткой залогового обеспечения, и с трудностями в рефинансировании портфеля кредитов, выданных малому бизнесу, и с традиционно более высокими рисками малого предпринимательства, с трудоемкостью выдачи кредитов.

К действенным мерам, направленным на обеспечение доступа малого бизнеса к финансовым ресурсам, следует отнести: создание гарантийных фондов по кредитам малых предпринимателей, развитие микрофинансирования, субсидирование процентных ставок по кредитам МСП.

Осуществляется комплекс мер, направленных на имущественную поддержку малого бизнеса. Принят федеральный закон, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений для малых предприятий–арендаторов. В 73 регионах в развитие данного федерального закона приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества. Принято постановление Правительства Российской Федерации об указанных выше предельных значениях: 1000 м2 и 3 года рассрочки соответственно. Начато формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Помещения, включенные в такой перечень, будут предоставляться им на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды.

Минэкономразвития России совместно с ТПП РФ и объединениями предпринимателей проводит мониторинг состояния малого бизнеса в регионах России. Его результаты помогают реально и оперативно оценивать действенность принимаемых государством антикризисных мер, своевременно корректировать, адаптировать их для того, чтобы ликвидировать возникающие кризисные риски у предприятий малого бизнеса.

Используя механизмы, отлаженные в процессе проведения предыдущих конференции, в режиме диалога бизнеса и власти планируется объективно рассмотреть ситуацию в секторе малого бизнеса в условиях мирового финансово-экономического кризиса, обсудить и подготовить предложения по улучшению ситуации в этой сфере с тем, чтобы обеспечить решение важнейших социально-экономических задач: снижение безработицы, дальнейшее экономическое развитие, в том числе на базе инновационных технологий. [9]

Заключение

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Правовой основой в организации малого бизнеса является государственная регистрация. Обратим внимание, что в настоящее время в законодательном регулировании государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и малых предприятий нет единства.

Одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.

Экономические реформы в нашей стране положили начало интенсивному возникновению малых предприятий.

В процессе перехода от одной экономической системы к другой произошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае это первые формы малого бизнеса.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые, но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Анализ действующего в Российской Федерации нормативно-правового обеспечения исследуемых элементов внешней среды развития российского малого предпринимательства, позволяют сделать следующие практические рекомендации по его совершенствованию.

Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.

Важным направлением поддержки малого предпринимательства является поддержка кредитования субъектов малого бизнеса. Малый бизнес в период кризиса банки перестают кредитовать в первую очередь. Это связано и с нехваткой залогового обеспечения, и с трудностями в рефинансировании портфеля кредитов, выданных малому бизнесу, и с традиционно более высокими рисками малого предпринимательства, с трудоемкостью выдачи кредитов.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. [Текст] // М., Изд-во ОМЕГА-Л, 2007. – 164с.

2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г. [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс»

3. Федеральный закон РФ от 06.10.2008 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ. [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс»

4. Ильин С. С., Василева Т. И. Экономика, Предпринимательство: Справочник студента / С. С. Ильин, Т. И. Василева [Текст] // М.: АСТ, 2007. - 544с.

  1. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебн. пособие / В.Я. Иохин [Текст] // М.: Экономика, 2008.- 544с.

  2. Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебн. пособие / В. К. Ломакин [Текст] // М.: ЮНИТИ, 2007. - 727с.

  3. Макконнелл К. Р., Стенли Л. Б. Экономикс: Учебн. пособие / К. Р. Макконнелл, Л. Б. Стенли [Текст] // М.: 2007. - 1153с.

  4. Макконелл К.Р., Стенли Л. Б. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Учебн.пособие в 2-х томах / К. Р. Макконнелл, Л. Б. Стенли [Текст] // Т.2. – М.: Республика, 2008. – 268с.

  5. «Малый бизнес как важнейший фактор обеспечения социальной стабильности и экономического развития в кризисных условиях». [Электронный ресурс] // www.prime-tass.ru/news/show

  6. Мартьянов В.А. Федеральный фонд – не мешок с деньгами, а инструмент реализации программы развития малого бизнеса в России. / В.А. Мартьянов [Текст] // “Бизнес для всех” 2008, N 14.

  7. Николаев И. П. Экономическая теория: Учебн.пособие / И. П. Николаев [Текст] // М.: Проспект. 2007. - 511с.

  8. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Формы предприятий Учебн.пособие для вузов / К.А. Раицкий [Текст] // 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. – 696с.

13. Райзберг Б.Г., Лозовский Л.И. Учебный экономический словарь / Б.Г. Райзберг, Л.И. Лозовский [Текст] // М.: Рольф: Айрис - пресс. 2008. - 416с.

14. Руденко А.И., Экономика предприятия в условиях рынка: Учебн.пособие / А.И. Руденко [Текст] // – М.: Республика, 2007. – 264с.

15. Сожина М.А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебн.пособие / М.А. Сожина, Г. Г. Чибриков [Текст] // – М.: Рольф: Айрис – пресс. 2007. - 572с.

16. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. Предпринимательство в России :Учеб.пособие / М. Н. Чепурин [Текст] // М.: ЭКСМОС, 2008. - 510с.

17. Шишов А. Л. Макроэкономика: Учеб.пособие / А. Л. Шишов [Текст] // - М.: ЭКМОС, 2008. - 352с.