logo

Методы построения и анализа моделей деятельности предприятий.

Построение и анализ моделей деятельности предприятия относится к области бизнес-консалтинга, включающего в себя построение моделей текущего и целевого состояния предприятия, выработку предложений по совершенствованию его деятельности, формирование целевой программы развития предприятия и плана перехода из текущего состояния в целевое. На данном этапе осуществляется обработка результатов обследования и построение функциональных, информационных и, по необходимости, событийных моделей технологий работы предприятия следующих двух видов.

Модель «как есть» - модель деятельности предприятия, представляющая собой «снимок» положения дел на предприятии на момент обследования. Эта модель включает оргштатную структуру, взаимодействия подразделений, принятые технологии, автоматизированные и неавтоматизированные бизнес-процессы и т.д.  Она позволяет понять, что делает и как функционирует данное предприятие с позиций  системного анализа, а также, на основе автоматической верификации, выявить ряд ошибок и узких мест и сформулировать ряд предложений по улучшению ситуации;

Модель «как должно быть» - модель будущей деятельности предприятия, интегрирующая перспективные предложения руководства и сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков по совершенствованию деятельности предприятия.

При этом переход от модели «как есть» к модели «как должно быть» обычно осуществляется одним из двух способов бизнес-реинжиниринга - реорганизации деятельности предприятий.

«Мягкий» реинжиниринг - совершенствование технологий на основе оценки их эффективности. При этом критериями оценки являются стоимостные и временные затраты выполнения бизнес-процессов, дублирование и противоречивость выполнения отдельных задач бизнес-процесса, степень загруженности сотрудников.

«Жесткий» реинжиниринг - радикальное изменение технологий и переосмысление бизнес-процессов. Например, банку, как организации, работу которой нужно реорганизовать,  вместо попыток улучшения бизнес-процесса проверки кредитоспособности клиентов, может быть, следует задуматься, а нужна ли вообще такая проверка? Возможно затраты на такие проверки во много раз превышают убытки, которые может понести банк в отдельных случаях некредитоспособности клиента (в случае, когда клиентов много, а суммы сделок незначительны)! Необходимость подобного перехода, собственно, и повлекла за собой создание подходов к реорганизации деятельности предприятий.

В рамках создания, указанных выше, моделей деятельности предприятия должен быть осуществлен:

  анализ функциональной деятельности структурных подразделений предприятия;

  анализ функционального взаимодействия структурных подразделений;

  анализ внутреннего документооборота структурных подразделений;

  анализ информационных потоков и информационного взаимодействия структурных подразделений;

  анализ применяемых в настоящее время средств автоматизации, как в структурных подразделениях, так и на предприятии в целом.

По результатам анализа и моделирования осуществляется оценка эффективности деятельности структурных подразделении предприятия, на основе которой формируются предложения по совершенствованию его структуры, технологий работы структурных подразделений и предприятия в целом. Критериями такой оценки должны являться:

  количество потребителей продукции предприятия;

  стоимость издержек производства продукции;

  длительность типовых операций производства продукции;

  дублирование и противоречивость функций информационных потоков и документооборота;

  стоимость и длительность выполнения отдельных шагов технологии или отдельных технологических цепочек шагов;

  дублирование и противоречивость выполнения отдельных шагов технологии или отдельных технологических цепочек шагов;

  степень загруженности структурных подразделений и должностных лиц;

  степень загруженности оборудования, используемого при реализации отдельных шагов технологии или технологических участков;

  степень применения средств автоматизации при поддержке выполнения отдельных шагов технологии или отдельных технологических цепочек шагов.

Результатом проведения анализа и оценки являются предложения по совершенствованию деятельности предприятия, а именно:

  по изменению технологий целевой и обеспечивающей деятельности предприятия, операций учета, планирования, управления и контроля;

  по построению рациональных технологий работы структурных подразделений предприятия с учетом существующих автоматизированных систем;

  по созданию перспективной оргштатной структуры предприятия, осуществляющей реализацию рациональных технологий работы;

  по изменению информационных потоков и документооборота, обеспечивающих реализацию рациональных технологий работы;

  по разработке проектов схем внутреннего и внешнего документооборота, проекта положения о документообороте, проекта альбома форм входных и выходных документов.

На основе разработанных и согласованных предложений формируется целевая программа развития предприятия и план мероприятий по переходу из текущего состояния в целевое. Целевая программа развития предприятия должна включать долгосрочные решения, цели, задачи и основные параметры развития. План мероприятий перехода из текущего состояния в целевое состояние должен содержать:

  последовательность, формы, способы и время выполнения задач, поставленных структурным подразделениям предприятия;

  распределение сотрудников структурных подразделений и материальных средств по решаемым задачам;

  порядок информационного и других видов взаимодействия структурных подразделений и органов управления.

В связи с вышесказанным каждая из моделей деятельности должна включать:

  полную функциональную модель с глубиной проработки до уровня конкретного действия должностного лица структурного подразделения предприятия;

  информационную модель, интегрированную с функциональной моделью;

  динамические, стоимостные, событийные и т.п. модели для осуществления соответствующих оценок.

 

Ниже перечислены основные виды и последовательность работ, рекомендуемые при построении моделей деятельности.

1) Разработка функциональной модели деятельности предприятия:

 определение видов и направлений деятельности;

 разработка иерархии диаграмм, образующих функциональную модель деятельности предприятия;

 анализ и оптимизация функциональной модели.

2) Разработка модели потоков данных предприятия:

 определение информационных потоков между основными процессами деятельности, связей между процессами и внешними объектами;

 оценка объемов и интенсивности информационных потоков;

 разработка иерархии диаграмм, образующих структурную информационную модель деятельности предприятия;

 анализ и оптимизация информационной модели.

          3) Разработка информационной модели предприятия:

 определение сущностей модели и их атрибутов;

 проведение атрибутного анализа и оптимизация сущностей;

 идентификация отношений между сущностями и определение типов отношений;

 разрешение неспецифических отношений;

 анализ и оптимизация информационной модели.

           4) Разработка событийной модели предприятия:

 идентификация перечня состояний модели и определение возможностей переходов между состояниями;

 определение условий, активирующих переходы, и действий, влияющих на дальнейшее поведение;

 анализ и оптимизация событийной модели.

Следует отметить, что построенные модели деятельности являются не просто промежуточным результатом, используемым консультантом для выработки каких-либо рекомендаций и заключений. Они представляют собой самостоятельный результат, имеющий большое практическое значение, в частности:

1) Модели позволяют осуществлять автоматизированное и быстрое  обучение новых работников конкретному направлению деятельности предприятия (так как ее технология содержится в модели) с использованием диаграмм (известно, что «одна картинка стоит тысячи слов»).

2) С их помощью можно осуществлять предварительное моделирование нового направления деятельности с целью выявления новых потоков данных, взаимодействующих подсистем и бизнес-процессов.