Методы построения и анализа моделей деятельности предприятий.
Построение и анализ моделей деятельности предприятия относится к области бизнес-консалтинга, включающего в себя построение моделей текущего и целевого состояния предприятия, выработку предложений по совершенствованию его деятельности, формирование целевой программы развития предприятия и плана перехода из текущего состояния в целевое. На данном этапе осуществляется обработка результатов обследования и построение функциональных, информационных и, по необходимости, событийных моделей технологий работы предприятия следующих двух видов.
Модель «как есть» - модель деятельности предприятия, представляющая собой «снимок» положения дел на предприятии на момент обследования. Эта модель включает оргштатную структуру, взаимодействия подразделений, принятые технологии, автоматизированные и неавтоматизированные бизнес-процессы и т.д. Она позволяет понять, что делает и как функционирует данное предприятие с позиций системного анализа, а также, на основе автоматической верификации, выявить ряд ошибок и узких мест и сформулировать ряд предложений по улучшению ситуации;
Модель «как должно быть» - модель будущей деятельности предприятия, интегрирующая перспективные предложения руководства и сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков по совершенствованию деятельности предприятия.
При этом переход от модели «как есть» к модели «как должно быть» обычно осуществляется одним из двух способов бизнес-реинжиниринга - реорганизации деятельности предприятий.
«Мягкий» реинжиниринг - совершенствование технологий на основе оценки их эффективности. При этом критериями оценки являются стоимостные и временные затраты выполнения бизнес-процессов, дублирование и противоречивость выполнения отдельных задач бизнес-процесса, степень загруженности сотрудников.
«Жесткий» реинжиниринг - радикальное изменение технологий и переосмысление бизнес-процессов. Например, банку, как организации, работу которой нужно реорганизовать, вместо попыток улучшения бизнес-процесса проверки кредитоспособности клиентов, может быть, следует задуматься, а нужна ли вообще такая проверка? Возможно затраты на такие проверки во много раз превышают убытки, которые может понести банк в отдельных случаях некредитоспособности клиента (в случае, когда клиентов много, а суммы сделок незначительны)! Необходимость подобного перехода, собственно, и повлекла за собой создание подходов к реорганизации деятельности предприятий.
В рамках создания, указанных выше, моделей деятельности предприятия должен быть осуществлен:
анализ функциональной деятельности структурных подразделений предприятия;
анализ функционального взаимодействия структурных подразделений;
анализ внутреннего документооборота структурных подразделений;
анализ информационных потоков и информационного взаимодействия структурных подразделений;
анализ применяемых в настоящее время средств автоматизации, как в структурных подразделениях, так и на предприятии в целом.
По результатам анализа и моделирования осуществляется оценка эффективности деятельности структурных подразделении предприятия, на основе которой формируются предложения по совершенствованию его структуры, технологий работы структурных подразделений и предприятия в целом. Критериями такой оценки должны являться:
количество потребителей продукции предприятия;
стоимость издержек производства продукции;
длительность типовых операций производства продукции;
дублирование и противоречивость функций информационных потоков и документооборота;
стоимость и длительность выполнения отдельных шагов технологии или отдельных технологических цепочек шагов;
дублирование и противоречивость выполнения отдельных шагов технологии или отдельных технологических цепочек шагов;
степень загруженности структурных подразделений и должностных лиц;
степень загруженности оборудования, используемого при реализации отдельных шагов технологии или технологических участков;
степень применения средств автоматизации при поддержке выполнения отдельных шагов технологии или отдельных технологических цепочек шагов.
Результатом проведения анализа и оценки являются предложения по совершенствованию деятельности предприятия, а именно:
по изменению технологий целевой и обеспечивающей деятельности предприятия, операций учета, планирования, управления и контроля;
по построению рациональных технологий работы структурных подразделений предприятия с учетом существующих автоматизированных систем;
по созданию перспективной оргштатной структуры предприятия, осуществляющей реализацию рациональных технологий работы;
по изменению информационных потоков и документооборота, обеспечивающих реализацию рациональных технологий работы;
по разработке проектов схем внутреннего и внешнего документооборота, проекта положения о документообороте, проекта альбома форм входных и выходных документов.
На основе разработанных и согласованных предложений формируется целевая программа развития предприятия и план мероприятий по переходу из текущего состояния в целевое. Целевая программа развития предприятия должна включать долгосрочные решения, цели, задачи и основные параметры развития. План мероприятий перехода из текущего состояния в целевое состояние должен содержать:
последовательность, формы, способы и время выполнения задач, поставленных структурным подразделениям предприятия;
распределение сотрудников структурных подразделений и материальных средств по решаемым задачам;
порядок информационного и других видов взаимодействия структурных подразделений и органов управления.
В связи с вышесказанным каждая из моделей деятельности должна включать:
полную функциональную модель с глубиной проработки до уровня конкретного действия должностного лица структурного подразделения предприятия;
информационную модель, интегрированную с функциональной моделью;
динамические, стоимостные, событийные и т.п. модели для осуществления соответствующих оценок.
Ниже перечислены основные виды и последовательность работ, рекомендуемые при построении моделей деятельности.
1) Разработка функциональной модели деятельности предприятия:
определение видов и направлений деятельности;
разработка иерархии диаграмм, образующих функциональную модель деятельности предприятия;
анализ и оптимизация функциональной модели.
2) Разработка модели потоков данных предприятия:
определение информационных потоков между основными процессами деятельности, связей между процессами и внешними объектами;
оценка объемов и интенсивности информационных потоков;
разработка иерархии диаграмм, образующих структурную информационную модель деятельности предприятия;
анализ и оптимизация информационной модели.
3) Разработка информационной модели предприятия:
определение сущностей модели и их атрибутов;
проведение атрибутного анализа и оптимизация сущностей;
идентификация отношений между сущностями и определение типов отношений;
разрешение неспецифических отношений;
анализ и оптимизация информационной модели.
4) Разработка событийной модели предприятия:
идентификация перечня состояний модели и определение возможностей переходов между состояниями;
определение условий, активирующих переходы, и действий, влияющих на дальнейшее поведение;
анализ и оптимизация событийной модели.
Следует отметить, что построенные модели деятельности являются не просто промежуточным результатом, используемым консультантом для выработки каких-либо рекомендаций и заключений. Они представляют собой самостоятельный результат, имеющий большое практическое значение, в частности:
1) Модели позволяют осуществлять автоматизированное и быстрое обучение новых работников конкретному направлению деятельности предприятия (так как ее технология содержится в модели) с использованием диаграмм (известно, что «одна картинка стоит тысячи слов»).
2) С их помощью можно осуществлять предварительное моделирование нового направления деятельности с целью выявления новых потоков данных, взаимодействующих подсистем и бизнес-процессов.
- Программа письменного вступительного испытания
- 1. И 2. Главы Нормативно-правовая база и стратегия развития цифровой экономики и «Индустрии 4.0»
- Российская федерация федеральный закон о техническом регулировании
- Глава 1. Общие положения
- Международные и национальные стандарты в области информационных систем и технологий
- 3.Математика, теория вероятностей и математическая логика
- 3.1. Понятие множества, основные операции над множествами.
- 3.2. Классическое определение вероятности, аксиомы, теоремы сложения и умножения, математическое ожидание и дисперсия.
- 3.3. Понятие предиката и логической операции. Основные функции двузначной логики.
- 3.4. Понятие математической модели, виды моделей
- 4. Информатика и история развития эвм и вычислительных систем
- 4.1. Понятия системы, системный анализ, применение системного анализа в информатике. Математические методы оптимизации и их применение в информатике
- 4.2. Методы кодирования текстовой, графической и звуковой информации в эвм. Аналоговые, дискретные и цифровые сигналы.
- 4.3. Представление данных в эвм. Единицы измерения информации. Принципы и архитектура фон Неймана. Поколения эвм, основные особенности. Классификация запоминающихся устройств в эвм.
- 4.5. Операционная система: классификация, функции, примеры.
- 4.6. Понятия виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Средства реализации. Принципы защиты информации в вычислительных системах и сетях
- 4.7. История создания, принципы работы и основные сервисы сети Интернет. Социальные сети и их влияние на развитие информационного общества: позитивное влияние и риски.
- 5. Методы и средства программирования
- 5.2. Системы управления базами данных: разновидности. Принципы построения реляционной базы данных. Объектно-ориентированные базы данных. Распределение базы данных.
- Где применяется распределенная база данных
- Типы распределённых баз данных
- Распределённые базы данных
- 6. Сетевые технологии
- 1. Структура и классификация сетей. Основные термины иопределения.
- 54. Методы управления сетью: коммутация каналов, коммутация пакетов.
- 55. Методы балансировки трафика
- 56. Семиуровневая модель osi
- 63. Понятие стека протоколов. Стек протоколов tcp/ip, udp/ip.
- 7. Информационные системы
- Методика проведения обследования объектов автоматизации.
- Методы построения и анализа моделей деятельности предприятий.
- Структурно-функциональные модели (sadt).
- Модели потоков данных (dfd)
- Модели «сущность-связь» (erd).
- Универсальный язык моделирования uml.
- Примеры лучших отечественных и зарубежных систем автоматизации.
- Внешняя и внутренняя интероперабельность систем.
- Проблемы обеспечения интеграции и интероперабельности систем в условиях цифрового производства и «Индустрии 4.0».
- Перспективная модель архитектуры систем rami 4.0