4.1. Теория человеческого капитала
К тому ж они так непорочны, Так величавы, так умны, Так благочестия полны, Так осмотрительны, так точны,...
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
В последние годы стало общим мнением, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие. Так, в США, по некоторым оценкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает “чистые” валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудование и складские помещения. И даже если специальные исследования по этому вопросу не проводились, можно с высокой долей уверенности предположить, что один из самых высоких показателей уровня вложений в человеческий капитал в мире положительно связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики.
Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности2. По его методу “ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят”. Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя - в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а “моряк в действительности равен трем крестьянам”.
В 1812 г. в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в натуральных единицах: пудах и четвертях ржи1. В расчетах он использовал понятие “недополученный” или “упущенный” доход.
В нашем столетии были присуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала - Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.
Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем2, классикой современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.
Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.
Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат “упущенные заработки”, т. е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.
Билет12 1. Концепция “Анализ человеческих ресурсов”
- 1.2. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента
- 2. Этапы построения кадровой политики Этапы построения кадровой политики
- 1. Жизненные стадии и циклы организации
- 2. Гуманистический подход
- Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу
- Стадия формирования организации Стадия формирования организации
- Организационные культуры как объект управленческой деятельности Организационные культуры как объект управленческой деятельности
- Измерение индивидуальной стоимости работника Измерение индивидуальной стоимости работника
- Условия разработки кадровой политики Условия разработки кадровой политики
- Элементы организации
- 1. Стохастическая позиционная модель Стохастическая позиционная модель
- 2.Стадия интенсивного роста организации Стадия интенсивного роста организации
- Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента
- 2.Экономический подход
- Стресс на рабочем месте. Способы борьбы со стрессом.
- 2.Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами
- Стадия спада (ситуация кризиса)
- 2. Управление трудовыми конфликтами .
- Основные профессиональные роли менеджера по персоналу
- Стадия стабилизации Стадия стабилизации
- 1.Трудовая и психологическая адаптация Адаптация персонала
- 2.Теория человеческого капитала Концепция “человеческого капитала”
- 4.1. Теория человеческого капитала
- Концепция “Анализ человеческих ресурсов”
- 2. Стадия интенсивного роста организации Стадия интенсивного роста организации
- Этапы построения кадровой политики
- 2.Профессиональные компетенции Что такое профессиональные компетенции?
- Подходы к описанию профессиональных компетенций
- Индикаторы в структуре профессиональной компетенции