Конфликты в управлении
Конфликты в управлении – это конфликты, возникающие в трудовом коллективе между руководителем и подчиненным (конфликты «по вертикали»).
Характер субординации в отношениях между подчиненным и руководителем может распространяться на две сферы: официальну ю и личностную. Официальные отношения предполагают формальные правила и нормы и требуют выполнения функциональных предписаний работника.
Личностные отношения , которые возникают при неформальных отношениях, могут выявлять несовпадение темпераментов, особенностей взаимодействия руководител я и подчиненного, что также влияет на характер взаимоотношений.
Руководитель определяет набор требований и ролей, которые должен выполнять подчиненный, организуя все условия для их выполнения.
Почти всегда возможности и условия не совпадают с предъявляемыми требованиями, поэтому возникает конфликт. Конфликты между подчиненным и руководителем детерминированы следующими особенностями :
– межличностные конфликты на производстве наиболее конфликтогенны, так как находятся в системе «человек – человек»;
– предметное содержание деятельности в отношениях подчиненного и руководителя важно, так как от него зависит качество профессиональной деятельности подчиненного, результат его работы;
– возникновение конфликтов больше происходит при более интенсивной и частой совместной деятельности руководителя и подчиненного.
(Исследователи конфликтов управления определяют май и январь наиболее конфликтными месяцами, так как в эти периоды происходит выполнение основных отчетов и аттестаций, предполагающих частные контакты руководителя и подчиненного);
– более половины конфликтов происходят на уровне «непосредственный руководитель – подчиненный». Поэтому отношения близких по статусной позиции руководителя и подчиненного более конфликтогенны, чем отношения большой статусной дистанции.
Плохо организованная связь между руководителем и подчиненным – основная причина конфликтов в отношениях. При наличии нескольких руководителей подчиненный должен четко осознавать преемственность их требований и выполнять работу, руководствуясь существующей на рабочем месте иерархией. При руководстве большим количеством подчиненных руководитель должен оперативно управлять функциональными обязанностями каждого работника. Это поможет предотвратить или уменьшить число конфликтов в управлении.
Организация рабочих условий – важное условие в предупреждении конфликтов «по вертикали». Другими словами, все функциональные обязанности подчиненных должны быть обеспечены средствами возможности их выполнения.
- Предпосылки возникновения конфликтологии
- Конфликтология как научная дисциплина
- Современные представители парадигмы конфликта
- Прикладное значение конфликтологии
- Зарубежные исследования конфликтов
- Отечественные исследователи конфликтологии
- Причины возникновения конфликтов
- Составные компоненты конфликта и его характеристики
- Структура конфликта
- Динамика конфликта
- Логика и движущая сила конфликта
- Статус и роль участников конфликта
- Понятие эскалации конфликта
- Структурные изменения конфликта на этапе эскалации
- Функции конфликта
- Типология конфликтов
- Межличностный конфликт
- Внутриличностный конфликт
- Политический конфликт
- Гендерный конфликт
- Религиозный, расовый, этнический конфликты
- Межнациональный конфликт
- Вооруженный конфликт
- Конфликт поколений
- Конфликты в организациях
- Конфликты в управлении
- Семейный конфликт
- Детско‑родительский конфликт
- Понятие и функции социального конфликта
- Теория конфликта р. Дарендорфа
- Теория социального конфликта г. Зиммеля
- Теория конфликта л. Козера
- Теория конфликта к. Боулдинга
- Теория агрессии к. Лоренца
- Теория функционального конфликта т. Парсонса
- Теория конфликта и социального взаимодействия р. Парка
- Диалектическая теория конфликта к. Маркса
- Конфликтологические знания в истории философии
- Проблема конфликта в социологии
- Проблема конфликта в психологии
- Психология конфликтного поведения
- Границы конфликта
- Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
- Виды стрессов при конфликте
- Предупреждение конфликтов
- Способы преодоления стрессовых последствий конфликта
- Понятие «управление конфликтом»
- Формы завершения конфликтов
- Способы разрешения конфликтов
- Позитивные последствия конфликта
- Переговорные методики разрешения конфликтов
- Структура переговорного процесса урегулирования конфликта
- Участие медиаторов в урегулировании конфликтов
- Прогнозирование конфликта
- Профилактика конфликтных ситуаций