logo
410374_D7C17_lekcii_rynok_cennyh_bumag / Лекция 1

Государственные органы регулирования и контроля(Министерство финансов рф, фкцб России, цбр)

Фондовые посредники (брокеры, доверительные управляющие, агенты, андеррайтеры и т.п.)

Организации,

обеспечивающие заключение сделок

Организации, обеспечивающие исполнение сделок

Рисунок 1.3. Основные участники рынка ценных бумаг

Следует отметить, что профессиональные участники фондового рынка не только выполняют функции посредников между инвесторами и заемщиками (брокеры, доверительные управляющие), но и сами являются поставщиками капитала на фондовый рынок. Профессиональные участники, имеющие лицензии на дилерские операции, инвестируют в ценные бумаги собственный капитал.

Инвестиционные риски

Как отмечалось в предыдущих разделах, рынок ценных бумаг дает возможность получить гораздо большую доходность по сравнению с другими формами вложений капитала. Вместе с тем обратной стороной этого преимущества являются повышенные инвестиционные риски, свойственные рынку ценных бумаг.

Определение понятия «риск». Чаще всего понятие инвестиционного риска трактуют как возможность полной или частичной потери инвестируемого капитала вследствие каких бы то ни было причин. Однако с точки зрения управления капиталом инвестиционным риском можно считать любую неопределенность в получении дохода по ценным бумагам. В соответствии с этим определением безрисковый актив должен иметь заранее известный доход в конце периода его владения и обеспечивать стопроцентную вероятность оплаты.

Из категории безрисковых сразу исключим корпоративные ценные бумаги, так как все они имеют некоторую вероятность неуплаты, связанную с предпринимательскими рисками. Принято считать, что безрисковыми могут быть только ценные бумаги, выпущенные правительством. Действительно, для оплаты долга правительство, если не имеет других источников покрытия, может напечатать новые деньги, чего не в состоянии сделать другие заемщики капитала. Однако даже государственные бумаги являются для инвестора безрисковыми лишь при определенных условиях. Какие это условия?

Во-первых, ценные бумаги не несут в себе риска, если доход по ним известен в момент размещения (покупки). То есть они должны относиться к классу облигаций с фиксированным или постоянным доходом либо к дисконтным облигациям.

Во-вторых, период погашения ценной бумаги должен совпадать с периодом владения ею. Если инвестор купил облигацию, погашаемую через 6 месяцев, но знает, что через 3 месяца он должен будет продать ее, подобная ценная бумага является рискованной: нельзя заранее предугадать, по какой цене инвестор сможет ее продать и какую доходность даст этот актив. Ситуация неопределенности возникает и в случае, когда период инвестирования больше периода погашения ценной бумаги. Для инвестора здесь возникает проблема реинвестирования в какой-либо другой инструмент, доходность которого неизвестна в начале периода инвестирования.

В-третьих, ценная бумага безрисковой будет лишь в случае нулевой инфляции либо если фактическая инфляция совпала с прогнозами инвестора. Несовпадение реальной доходности с номинальной (объявленной) позволяет утверждать, что безрисковых ценных бумаг не бывает вообще, если эффективность инвестирования оценивать в терминах реальной, а не номинальной доходности.

Виды рисков.Риски вложений в ценные бумаги складываются из многих факторов. В основании всех рисков лежитстрановой риск, обусловленный мерой политической, экономической, социальной стабильности, правовой устойчивости, налоговым и инвестиционным климатом, неразвитостью инфраструктуры рынка ценных бумаг и отсутствием всеобъемлющей системы раскрытия информации. Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности применительно к России.

Политические риски. В последние годы в России произошли позитивные политические изменения. В целом политическая обстановка в стране сегодня стабильна, однако в глазах инвесторов некоторые перемены в курсе правительства еще могут восприниматься как негативные. К политическим рискам помимо нестабильности государственного устройства относятся и военные конфликты, которые всегда (в одних случаях долговременно, в других краткосрочно) влияют на состояние фондовых рынков. Мера политического риска оценивается также степенью профессионализма правительства, проводящего неизменную или, по крайней мере, предсказуемую экономическую политику, направленную на создание условий для долгосрочного привлечения инвестиций в национальную экономику.

Экономические риски. Когда говорят об экономических рисках, то имеют ввиду прежде всего темпы экономического роста в стране и прогноз их изменения на ближайшие годы в зависимости от фазы экономического цикла, в которой находится экономика страны в тот или иной момент времени. К этой группе факторов относятся уровень инфляции, безработицы, средние доходы на душу населения, стабильность национальной валюты, состояние государственного бюджета и платежного баланса, ставка рефинансирования, уровень налогообложения различных видов доходов, а также структурные пропорции развития экономики, такие как относительные доли промышленности, сельского хозяйства, услуг в валовом внутреннем продукте. Немаловажна и динамика изменения вышеописанных показателей.

Экономические риски в России усиливаются высокой зависимостью бюджета страны от мировых цен на нефть. Россия имеет большую внешнюю задолженность, необходимость выплаты которой в ближайшие годы может дестабилизировать исполнение бюджета и затруднить исполнение социальных программ. Внешняя задолженность, выполнение правительством графика выплат по долгам, безусловно, будет влиять на конъюнктуру рынка государственных ценных бумаг. К негативным факторам относятся и прогнозы инфляции, которая продолжает оставаться высокой, делая доходность многих финансовых инструментов отрицательной.

Социальные риски. Под таковыми понимается возможность общественных волнений, забастовок, этнической и религиозной нестабильности. Эти угрозы являются вероятными в странах с формирующейся демократией и низким уровнем благосостояния населения.

Правовые риски. Российскую правовую систему нельзя признать устоявшейся. Процесс правовой реформы не всегда согласуется с темпами и тенденциями развития рынка, что, естественно, приводит к усилению инвестиционных рисков. В стране пока не создана система защиты права частной собственности. Нечеткость нормативных правовых актов, регулирующих инвестиции и ценные бумаги, позволяет произвольно их толковать и применять. Отсутствуют гарантии получения материальной компенсации лицу, пострадавшему от нарушения законодательства.

Риски, связанные с налогообложением и таможенным регулированием. Налоговая система находится в процессе становления и подвержена частым изменениям. Даже после вступления в силу Налогового кодекса нет гарантий неизменности налоговых правил и налоговых ставок в будущем, поскольку практика его применения наверняка выявит определенные недочеты кодекса, которые необходимо будет устранить. Ограничения на вывоз капитала и жесткое таможенное регулирование также не способствуют притоку инвестиций в страну.

Инфраструктурные риски. Как отмечалось выше, рынок ценных бумаг представляет собой сложный финансовый организм, работа которого обеспечивается множеством организаций, обслуживающих этот рынок. Сбои в такой сложной системе совсем исключить невозможно. Торги на бирже могут неожиданно прерваться из-за технических неполадок в компьютерных системах и системах связи (такое случается даже на первоклассных американских биржах). Однако основные инфраструктурные риски на российском фондовом рынке, имеют не технические, а более фундаментальные причины.

Во-первых, повышенные риски обусловлены «молодостью» самого рынка. Система взаимоотношений участников фондового рынка в процессе совершения операций с ценными бумагами, стандарты внутренней организации субъектов инфраструктуры еще недостаточно урегулированы нормативными актами и профессиональными регламентами. Далеко не все участники фондового рынка, выполняющие для инвесторов функции финансовых посредников, имеют качественные операционные и информационные технологии, наличие которых является чрезвычайно важным для эффективного управления фондовыми активами.

Во-вторых, дополнительные риски на российском рынке дает существующая система регистрации перехода прав собственности на ценные бумаги. Такая система – следствие недавней массовой приватизации в стране. В законодательном порядке большинству эмитентов было разрешено самостоятельно вести учет выпущенных ими ценных бумаг. А те, кто не имел такого права (общества с численностью акционеров более 500, а с 1 января 2002 г. – более 50), создали подконтрольные фирмы-регистраторы. И хотя процедура регистрации регламентируется нормативными актами, остается возможность намеренно создавать препятствия для перехода прав собственности по ценным бумагам к акционерам, неугодным для руководства компании. Кроме того, определенные трудности и риски возникают для акционеров, проживающих вдали от места нахождения эмитента и регистратора, так как система трансфер-агентских связей между регистраторами не является всеобъемлющей. В таких ситуациях возможны задержки в поставке ценных бумаг покупателю.

В-третьих, определенные риски при совершении операций с ценными бумагами могут быть связаны с возможностью просрочки денежных платежей. Гарантированная система платежей существует только для биржевых сделок. Во всех других случаях инвестор несет риск неплатежей, связанных в том числе с неплатежеспособностью и недобросовестностью покупателя ценных бумаг.

Инфраструктура рынка ценных бумаг в России в силу своей неразвитости характеризуется более высокими, чем в других странах, рисками. Вместе с тем сама по себе инфраструктура создается с целью снизить инвестиционные риски. Каким образом различные элементы инфраструктуры способствуют снижению инвестиционных рисков, будет показано в Лекции «Инфраструктура рынка ценных бумаг».

Риски, связанные с низким качеством информации. Информация на рынке ценных бумаг играет чрезвычайно важную роль в эффективном управлении фондовыми активами. Главные требования, предъявляемые участниками рынка ценных бумаг к информации, - это ее достоверность и надежность, равная доступность и возможность получения одновременно всеми инвесторами. Ни законодательство, ни фактическое положение дел с раскрытием информации в России пока не обеспечивают этих требований. Системы раскрытия макроэкономической информации в России попросту не существует, в отличие от многих других стран, где информация, касающаяся состояния национальной экономики, предоставляется регулярно по графику и не только государственными органами, но и авторитетными независимыми экспертными агентствами. Что касается корпоративной информации, то она раскрывается с большим запозданием и чаще всего становится доступной сначала ограниченному кругу заинтересованных лиц, а уж затем остальным инвесторам. В России пока не принят закон, запрещающий использование на рынке инсайдерской информации (закрытой информации либо информации, полученной до момента ее раскрытия всему рынку). В связи с этим дополнительные риски появляются у мелких, рядовых инвесторов, не имеющих возможности пользоваться в своих интересах пробелами законодательства.

Перечисленные выше виды рисков принято относить к недифференцируемым, т.е. к рискам, порождаемым всей системой. Инвестор не может путем отбора финансового инструмента или путем выбора эмитента защитить себя от рисков, свойственных стране в целом. Усиление политической или экономической нестабильности оказывает влияние на динамику цен всех инструментов фондового рынка, так же как и риски, порождаемые инфраструктурой рынка и недостатками в раскрытии информации, снижают стоимость абсолютно всех ценных бумаг, обращающихся на рынке той или иной страны. Хотя следует отметить, что сами компании-эмитенты, если они заинтересованы в привлечении инвестиций, могут способствовать снижению рисков выпущенных ими ценных бумаг, например путем проведения последовательной политики раскрытия информации по общепринятым стандартам.

В то же время существуют риски, которые в принципе могут быть снижены путем взвешенного подбора финансовых инструментов, включаемых в инвестиционный портфель, и выбора более надежных партнеров. Такие риски называются дифференцируемыми, несистемными(см. рисунок 1.4).

Партнерские риски, связанные с возможным нарушением условий договора брокером, контрагентами по сделке, поддаются устранению путем мониторинга деятельности и финансового состояния посредников, анализа их репутации на рынке. В последнее время информация о профессиональных участниках фондового рынка становится все более открытой и вполне доступной любому инвестору. НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) регулярно помещает на своемweb-сайте (www.naufor.ru) рэнкинги профучастников и интегрированные оценки их финансового состояния и надежности. (Рэнкинг – список компаний, ранжированный по одному или нескольким признакам, показателям.)