1.7. Виды и характеристики исследований.
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящий вид исследования к определенной деятельности.
Наиболее распространенным является деление исследований на такие виды, как:
- фундаментальные и прикладные;
- количественные и качественные;
- уникальные и комплексные.
Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям (табл.1.1.). Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.
Табл.1.1.
Участие персонала | Организованность | Цель исследования | Степень научности (методологическое обеспечение) | Информационное обеспечение | Ресурсы | Время |
Индивидуальное | Спонтанное | Практическая | Эмпирическое, прагматическое | На основе внутренней информации | Незначительные | Непродолжительное |
Коллек-тивное | Организованное | Научно- практическая (образовательная) | Привлечение научного аппарата | Концептуальное информационное обеспечение | Значительные | Продолжительное |
Исследования различают по участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, либо коллективными.
Например, при проведении системного анализа важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить:
• специалисты в области системного анализа — руководители группы и будущие руководители проектов;
• инженеры по организации производства;
• экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота;
• специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;
• психологи и социологи.
По степени организованности они могут быть спонтанными или организованными.
По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные).
Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата - прикладные, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня - научно-практические.
Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат, а могут носить научно-теоретический характер, если они позволяют выявить тенденции, закономерности в развитии каких-либо процессов, явлений.
Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.
Различаются исследования по использованию ресурсов, и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие требующие значительных затрат ресурсов.
По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).
В зависимости от решаемых задач различают три основных типа исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) — наиболее простой тип исследования, имеющий целью получить оперативную информацию.
Разновидностью разведывательного социологического исследования является экспресс-опрос, задача которого — выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения). Опросы к тому же могут быть массовыми (опрашиваются все управленческие работники или все исполнители) или экспертными (опрашиваются только компетентные в данном вопросе специалисты).
Описательное исследование — более сложный тип исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.
Аналитическое исследование — самый глубокий тип исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования — это эксперимент, который служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.
Процесс совершенствования управления всегда предусматривает выбор того или иного типа исследования. Это позволяет получить больший эффект.
В практике управления встречаются все эти типы исследований.
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются:
методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
объект (система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем) и
предмет исследования (конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования);
тип исследования, отражающий своеобразие всех характеристик;
потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
•эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных результатов.
- Исследование систем управления
- Тема 1. Исследования в современном менеджменте
- 1.1. Исследование как функция управления
- 1.2. Функциональная роль исследования в развитии
- 1.3. Менеджер исследовательского типа.
- 1.4. Сущность исследования
- 1.5. Цель исследования
- 1.6. Объект и предмет исследования
- 1.7. Виды и характеристики исследований.
- 1.8. Основные составляющие исследования
- 1.9. Принципы исследования
- Вопросы для самоконтроля:
- Литература
- 17. Основы общей теории систем: Учебное пособие. Ч.1. СПб.: вас, 1992