2. Fmea- анализ
FMEA основывается на объединении накопленного при проектировании, производстве и эксплуатации изделий практического опыта с теорией вероятностей.
Метод FMEA позволяет определять потенциально возможные отклонения в разрабатываемых изделиях и технологических процессах и устранять их еще на стадии проектирования с помощью соответствующих мероприятий.
2. Применение FMEA
FMEA обычно требуется при создании новых конструкций, технологических процессов и при наличии проблем в деталях.
FMEA всегда следует проводить при изменениях конструкции и/или технологии с целью оценить их последствия. При этом:
систематически выявляются все вероятные отклонения;
оцениваются их последствия для потребителя;
определяются возможные причины отклонений;
анализируются меры, предусмотренные спецификацией, и контроль процесса с точки зрения выявления и предупреждения этих отклонений;
оценивается вероятность появления, воздействие на потребителя и возможность обнаружения отклонения, на основе чего определяется при оритетное число риска;
разрабатываются соответствующие конструкторские и технологичес кие мероприятия;
назначаются сроки и ответственные лица за их выполнение;
оценивается вероятность появления, воздействие на потребителя и возможность обнаружения отклонений с учетом вновь разработанных мероприятий.
3. Преимущества FMEA
Систематическое применение FMEA связано с определенными затратами, которые в дальнейшем окупаются благодаря следующим преимуществам:
• методическое требование систематического и полного учета потен циальных проблем предотвращает появление отклонений при создании новых конструкций и технологических процессов;
снижается вероятность повторных и/или новых отклонений за счет целенаправленного анализа всех критических несоответствий;
сокращаются затраты средств и времени на последующие измене ния изделия, а также повышенные затраты на испытания за счет предот вращения отклонений на стадии разработки и планирования;
статистический учет ряда проблем позволяет избежать ошибок или двойной работы.
В зависимости от постановки задач различают два типа метода: FMEA-конструкция и FMEA-процесс.
По виду работы при составлении карт FMEA различают два варианта метода: элементный и системный. В первом случае анализируются параметры (элементы) детали, во втором — сборки (взаимодействие с другими деталями, системами, узлами).
4. Разработка карт FMEA 4.1. FMEA-конструкция
Метод FMEA-конструкция следует применять, начиная с этапа проектирования изделия до внедрения его в производство, при совершенствовании конструкции и при возникших проблемах с качеством. Для покупных деталей, за конструкцию которых поставщик несет полную или частичную ответственность, карта FMEA-конструкция составляется поставщиком и согласуется с потребителем.
При разработке карты FMEA-конструкция необходимо обеспечить анализ результатов проектирования изделия и расчетов, выявление критических параметров и характеристик, чтобы учесть и, при необходимости, обсудить каждое возможное отклонение.
При составлении карты FMEA-конструкция следует составить таблицу признаков, охватывающую все показатели детали и (или) системы и их возможные сбои. Далее обрабатывается пункт за пунктом этой таблицы. При этом все возможные сбои отдельных компонентов заносятся в таблицу и описываются их последствия на работу системы.
Такой анализ выполняется на стадии проектирования путем сравнения вариантов или с опорой на теоретические знания и опыт. В ходе испытания анализ дополняется сведениями о появляющихся отклонениях. Для получения данных о возможных дальнейших несоответствиях необходимо вызвать их при известных условиях с помощью имитирующих тестов.
Основываясь на методе FMEA, можно создать базу для расчетов изделия с необходимыми критериями обеспечения его надежности. Таким
образом, метод FMEA-конструкция может использоваться в следующих областях:
оценка качественных или количественных показателей по вероят ности появления отклонений;
сравнение вероятности появления дефектов между альтернативны ми концепциями решений;
определение слабых мест в проекте, то есть тех показателей или деталей в проекте, которые следует рассматривать как критические от носительно их влияния на общую надежность;
текущий контроль качества разработанной конструкции в целях вы явления возможности ее совершенствования.
4.2. FMEA-процесс
FMEA-конструкция создает основу для разработки FMEA-процесса.
Различие между методами FMEA-конструкция и FMEA-процесс заключается только в том, как воспринимаются возможные несоответствия в производственном процессе. В первом случае (FMEA-конструкция) возможное несоответствие в производственном процессе (например, отсутствие отверстия во вкладыше) оценивается как причина отклонений (задир подшипника и авария двигателя). Во втором случае (FMEA-процесс) это несоответствие рассматривается как отклонение процесса и анализируется причина сбоя (например, поломка сверла).
FMEA-процесс следует начинать с планирования технологического процесса, необходимого контрольного и испытательного оборудования и заканчивать на этапе, предшествующем монтажу серийного технологического оборудования.
Целью FMEA-процесса является анализ проектируемого процесса изготовления или сборки, призванный гарантировать выполнение требований по качеству.
Шесть «сигм»
Введение: обстановка появления методологии шесть сигма
Последние 40-50 лет характеризуются все более широким распространением понимания важности качества как продукции, так и услуг, а также понимания необходимости располагать способами измерения и оценивания качества изделий или услуг. Движение в сторону контроля или обеспечения качества развертывалось от соблюдения стандартов, типа ISO 9000, до применения статистического контроля процессов на основании теорий различных авторитетов в области качества.
На протяжении этого периода, вероятно, имелись, по меньшей мере, 40 программ, которые, подразумевалось, должны были дать окончательный ответ на проблемы управления промышленностью.
Эти программы охватывали диапазон от нулевых дефектов до управления по целям и кружков качества, от улучшения качества по всей компании до всеобъемлющего управления качеством, перестройки процессов и многого другого. Все было перепробовано. Эти программы дня обычно встречались самодовольным безразличием со стороны среднего руководства и персонала большинства учреждений, уверенных, что со временем новая программа просто исчезнет, подобно всем другим.
Самой последней ходовой фразой, касающейся улучшения бизнеса, стало выражение «шесть сигма». Однако концепция шесть сигма появляется в сопровождении совершенно другого набора движущих факторов, нежели предыдущие инициативы. Во-первых, она широко рекламируется корпоративными управляющими высшего ранга, а не просто менеджерами и профессионалами по качеству. Во-вторых, она обсуждается в деловых журналах так же часто, как и в технических. В-третьих, шесть сигма рекламируется как средство прямого, измеряемого и потрясающего влияния на рентабельность компаний, принимающих эту концепцию. Такая ситуация приводит к необходимости ответить на следующие главные вопросы:
«Что такое шесть сигма?»
«Как ее сравнить с предшествующими процессами улучшения качества?»
«Каковы отличия?»
«Что делает эту концепцию способной к достижению прорывных уровней улучшения качества?»
Что такое шесть сигма?
Концепция шесть сигма превратилась в философию качества, основанную на постановке агрессивных краткосрочных целей в борьбе за долгосрочные цели. В ней используются сфокусированные на потребителя измерения в целях продвижения непрерывного улучшения на всех уровнях любого предприятия. Долговременная цель состоит в разработке и внедрения процессов, в том числе административных и сервисных, которые так совершенны, что измеряются уровнем только нескольких дефектов на миллион событий.
Концепция шесть сигма началась с упора на общепринятую меру для любой продукции бизнес-организаций — числа дефектов на единицу (DPU). Число дефектов на единицу продукции вычисляется путем деления числа дефектов, обнаруженных на каком-то конкретном рассматриваемом участке процесса, на число единиц продукции, прошедших через этот участок. Применение общего измерительного эталона позволяет устанавливать достижимые краткосрочные и долгосрочные цели качества и измерять степень успеха в их достижении.
Далее, согласно концепции шесть сигма измерения распространили на работы по продукции и обслуживанию, описывая их числом дефектов на миллион событий (DPMO). Эта мера получается путем умножения DPU на миллион и последующего деления этого произведения на среднее число событий с ошибками. Для любой операции или на любом шаге процесса можно определять количество дефектов: например, отсутствие реакции на запрос заказчика в течение, по крайней мере, четырех часов, ошибка в заказе на покупку, неправильный счет и т. д. Можно также определять дефекты в цепи процессов, связанных с внутренними и внешними заказчиками. Установление этих мер в единицах дефектов на миллион событий усиливает их потенциальное влияние. С точки зрения статистики этим мерам придается больший вес.
Исторически, уже 20-ые годы, возможности процесса бизнеса в статистических терминах рассматривались как соответствие трем сигма. Это относилось к процессу с фиксированным средним значением и средней квадратической погрешностью (сигма); диапазон плюс минус три сигма охватывает 99,73% всех возможных значений процесса. Таким образом, процесс с допуском три сигма дал бы приблизительно 0,27% дефектов. Если предположить, что среднее значение процесса сместится на величину (1-0,5) сигма, то будем иметь 66810 дефектов на миллион событий (DPMO) . Процесс с допуском четыре сигмы (примерно с таким допуском работают сегодня много компаний), имел бы DPMO, равным 6210 дефектов на миллион, в то время как процесс с допуском шесть сигма имел бы 3,4 дефекта на миллион или, другими словами, 99,99966% продукции процесса было бы без дефектов.
Насколько важны перечисленные числовые значения? Это зависит, конечно, от измеряемого процесса. Например, четыре сигмы в США означали бы 500 неправильных хирургических операций в неделю, 20000 ежегодно неправильно заполненных фармацевтических рецептов и 2000 ежечасно теряемых почтовых отправлений.
Ключ к успешному процессу шесть сигма находится в том, что компания-поставщик или провайдер изделия или услуги и потребитель этого изделия или услуги, должны придти к взаимному соглашению относительно того, что представляет дефект, как этот дефект измеряется и насколько он важен для процесса в целом. В работе авиакомпании, например, такие моменты, как ненадежный самолет, потерянный багаж, задержка прибытия, плохая еда— представляют собой дефекты. Но какой из них требует качества шесть сигма? Что касается целей безопасности, качество шесть сигма — три катастрофы на миллион взлетов и посадок — было бы недопустимым. С другой стороны, для обработки багажа допуск четыре или пять сигма для некоторых авиалиний, вероятно, представлял бы существенное улучшение качества.
Характеристики метода шесть сигма
Концепция шесть сигма была разработана компанией Motorola в 80-ые годы как действующая философия и подход к достижению высокого качества посредством процесса всеобъемлющего управления качеством, что позволило Motorola первой получить национальную премию Малколма Болдриджа за работы в области качества.
С тех пор такие компании, как Allied Signal, General Electric, Texas Instrument, Bombardier и другие, адаптировали эту концепцию к своим нуждам. Однако базисные понятия, первоначально выдвинутые Motorola, сформировали основы метода шесть сигма. Они включают следующие положения:
Подчеркивается, что число дефектов на единицу продукции и число дефектов на миллион событий служат стандартами измерений, применимыми ко всем аспектам любого предприятия: аппаратные средства, программное обеспечение, производство, разработка, ад министрирование.
Проводится интенсивное обучение с последующим развертыва нием проектной бригады в целях повышения рентабельности, сокра щения непроизводительных действий и сокращения времени произ водственного цикла.
Осуществляется опора на корпоративных спонсоров, ответствен ных за поддержку деятельности рабочих бригад. Эти спонсоры обес печивают механизмы, которые могут потребоваться рабочим брига дам, чтобы преодолеть сопротивление переменам, получить дополни тельные ресурсы, а также удерживают бригады от выхода за пределы стратегических целей предприятия.
Подготавливаются высококвалифицированные эксперты по улуч шению процессов бизнеса (иногда упоминаемые как «зеленые по яса», «черные пояса» и «ведущие черные пояса»), умеющие применять качественные и количественные инструменты улучшения для дости жения стратегических целей бизнеса.
Обеспечивается, чтобы соответствующие меры измерения про цесса идентифицировались заранее, а измерения отражали резуль таты бизнеса до и после изменений и вносили бы вклад в конечный результат. Устанавливаются цели (задачи), ориентированные на ве личины улучшений на порядок (вЮ раз) выше.
Назначаются обученные и сертифицированные эксперты по улуч шению процесса бизнеса, осуществляющие руководство проектны ми бригадами, на полномасштабную нагрузку в течение от одного до трех лет.
Каковы отличия концепции шесть сигма?
Некоторые специалисты помнят программы «нулевых дефектов» 60-ых годов. Что отличает метод шесть сигма? С одной стороны, шесть сигма сосредоточена на определении меры удовлетворенности потребителя на каждой стадии процесса, а также на непрерывном снижении времени производственного цикла и числа дефектов на миллион событий на каждой стадии. Число 3,4 дефекта на миллион событий, получаемое при использовании метода шесть сигма, столь мало, что воспринимается как «фактическое совершенство». Тот факт, что это — не нуль, как раз позволяет людям уверовать в шесть сигма. Они будут, вероятно, стремиться к трем дефектам на миллион в плане долговременной цели и различным десятикратным нормам улучшений на промежуточных этапах, потому что эти числа имеют предел. Если исполнительный штат, средние администраторы и другие убеждены, что такие цели и промежуточные уровни достижимы через какое-то время и передают эти убеждения в своих прямых отчетах, тогда имеется реальная возможность успеха этого подхода. Больше того, результаты показали, что обученные бригады, используя количественные аналитические методы, могут добиться впечатляющих уровней улучшения качества.
Акцент на определение дефектов на каждом шаге процесса, измерение их в единицах дефектов на миллион событий и постановка долгосрочных целей улучшения, очевидно и представляют отличие концепции шесть сигма от предшествующих подходов непрерывного улучшения качества. Однако, что за методы используются для улучшения? Когда методы и средства шесть сигма были проанализированы, они оказались подозрительно знакомыми. Например, пакет инструментальных средств шесть сигма включает фундаментальные средства решения проблем, в том числе причинно-следственный анализ Парето, гистограммы, выборки, отображение процесса, контрольные карты и т. д. Используются также более сложные средства измерения и анализа, такие как статистический контроль процесса, анализ измерительных систем, анализ характера и последствий отказов (FMEA), проектирование экспериментов и проверка гипотез. Кроме того, сюда входят «более мягкие» стороны решения проблемы: создание рабочей бригады, руководство проектом (project), разрешение противоречий и бригады решения перекрестно-функциональных проблем.
Короче говоря, при тщательном исследовании концепция шесть сигма оказалась очень похожей на традиционное всеобъемлющее управление качеством. Действительно, группа STAT-A-MATRIX в течение более 20 лет разворачивала по всему миру процесс, именуемый Statistically Aided Management TM или STAMTM, который имеет многие из тех же самых характеристик, использует большинство тех же самых инструментальных средств и усиливает аналогичный подход к управляемому информацией принятию решений. Почему же тогда, метод шесть сигма оказался таким перспективным?
Сигма
Предположим, что мы анализируем некоторую переменную, характеризующую качество и имеющую заданное среднее значение т. Все проблемы качества возникают вследствие изменений (вариаций этой переменной), даже если рассматриваемый процесс управляем или под контролем (устойчивые значения). Значения, принимаемые переменной качества, обладают некоторым разбросом (дисперсией) относительно т.
Один из способов измерения этой дисперсии (обозначается а2) состоит в вычислении математического ожидания, которое выражается квадратом разностей текущих значений Xj совокупности и среднего значения т:
а2 =Е (Xi — т)2
Если мы рассмотрим вероятность попадания значений переменной вне указанных выше пределов, т. е. два хвостовых участка (-оо, m-кст) и (т+ка,), то будем иметь следующие цифры:
вне диапазона ±2ст попадает максимум 25% значений; вне диапазона ±3ст попадает максимум 11,11% значений; вне диапазона ±4ст попадает максимум 6,25% значений; вне диапазона ±5ст попадает максимум 4,0% значений;
вне диапазона ±6ст попадает максимум 2,77% значений.
В природе очень часто встречается один особый вид распределения случайных переменных. Это распределение встречается столь часто и обычно, что его назвали нормальным распределением.
Если переменная, характеризующая качество, имеет такое распределение, известное как распределение Гаусса или кривая распределения в форме колокольчика, то приведенные выше значения будут следующими:
вне диапазона ±2ст попадает 4,55% значений; вне диапазона ±3ст попадает 0,269992% значений; вне диапазона ±4ст попадает 0,0063372% значений; вне диапазона ±5ст попадает 5,7421-10"5% значений; вне диапазона ±6ст попадает 19,80242-108% значений.
Один из наиболее значительных вкладов компании Motorola состоял в переходе от обсуждения стандартов качества, измеряемых в процентах или числе дефектов на сотню событий, к обсуждению стандартов, характеризуемых числами дефектов на миллион или даже на миллиард событий. Motorola указала, что возможности современной технологии настолько многогранны, что старые идеи относительно допустимых уровней качества больше не приемлемы. Современный бизнес требует стандартов качества, близких к совершенству.
Поэтому, если рассмотрим элементы только одного хвостового участка распределения, например правый участок, можем записать:
вне диапазона +2ст попадает 22,750 значений переменной на миллион событий;
вне диапазона +3ст попадает 1,39496 значений на миллион; вне диапазона +4ст попадает 0,31686 значений на миллион; вне диапазона +5ст попадает 0,28715 значений на миллион;
вне диапазона +6ст попадает 0,001 на миллион или одно значение на миллиард.
- Современные методы управления качеством.
- Введение Системы одновременно означает и внедрение новой культуры - культуры качества или современной культуры производства и организации промышленного бизнеса.
- *** Реинжениринга производственных технологий и реструктуриза-
- Ции управления;
- Эволюция системы обеспечения и управления качеством (на предприятии)
- 2. Инструменты обеспечения качества
- 2.1. Простые инструменты (и) обеспечения качества
- 2.2. Новые инструменты (Ин) обеспечения качества
- 2. Fmea- анализ