logo
Т7а

Социально-психологический климат группы

Для того чтобы самым общим образом охарактеризовать условия деятельности той или иной группы, ее внутреннюю обстановку, в пос­леднее время часто используются понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический кли­мат», «эмоциональный климат»и т.п.

Применительно к трудовому кол­лективу иногда говорят о «производственном»или «организационном» климате. В большинстве случаев эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариа­тивности в конкретных определениях. В отечественной литературе на­считывается несколько десятков определений социально-психологиче­ского климата и различных исследовательских подходов (И.П. Волков, Е.С. Кузьмин, В.В. Новиков, В.Б. Ольшанский, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, В.М. Шепель и др.).

Социально-психологический климат группыпредставляет собой со­стояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедея­тельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы.

Все это – отдельные элементы социально-психологиче­ского климата. Отметим также, что состояния психики группы характе­ризуются различной степенью осознанности.

Необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру, особенно­сти организации труда в какой-либо трудовой группе не являются эле­ментами социально-психологического климата. Хотя влияние организа­ции труда на формирование того или иного климата несомненно.

Социально-психологический климат – это всегда отраженное, субъ­ективное образование в отличие от отражаемого – объективной жизне­деятельности данной группы и условий, в которых она протекает. Ко­нечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диа­лектически взаимосвязаны. Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологиче­ским климатом группы и поведением ее членов не должно приводить к их отождествлению, хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимосвязи. Так, например, характер взаимоотношений в груп­пе (отражаемое) выступает как фактор, влияющий на климат. В то же время восприятие этих взаимоотношений ее членами (отраженное) представляет собой элемент климата.

При обращении к проблемам социально-психологического климата группы одной из важнейших является рассмотрение факторов, влияю­щих на климат. Эта проблема имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Ведь, выделяя факторы, так или иначе влияющие на климат какой-либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление. Рассмотрим проблемы социально-психологического климата на примере первичной рабочей группы – бригады, звена, бюро, лаборатории.

Итак, речь пойдет об эле­ментарных организационных ячейках, не имеющих никаких официаль­ных структурных подразделений. Их численность может варьироваться от 3–4 до 60 человек и более. Можно сказать, что это «клеточка» каж­дого предприятия и учреждения. Социально-психологический климат такой ячейки формируется за счет множества разнообразных воздейст­вий. Разделим их условно на факторы макросреды и микросреды.

Под макросредой имеется в виду большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация.

Что же сюда входит? Прежде всего, кардинальные особенности общественно-экономического устройства страны, а конкретнее – специфика данного этапа ее разви­тия, что соответствующим образом проявляется в деятельности различ­ных социальных институтов. Степень демократизации общества, осо­бенности государственного регулирования: экономики, уровень безрабо­тицы в данном регионе, вероятность банкротства предприятия и т.д. – эти и другие факторы макросреды оказывают определенное влияние на все стороны жизнедеятельности организации в современных условиях.

К макросреде относится также уровень развития материального и ду­ховного производства и культуры общества в целом. Наконец, макросреда характеризуется и определенным общественным сознанием, отра­жающим данное общественное бытие во всей его противоречивости. Таким образом, члены каждой социальной группы и организации явля­ются представителями своей эпохи, определенного исторического пе­риода развития общества.

Министерства и ведомства, концерны, акционерные общества, в сис­тему которых входит то или иное предприятие или учреждение, осуще­ствляют по отношению к последним определенные управленческие воз­действия, что также является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат организации и всех входящих в ее состав групп.

В качестве существенных факторов макросреды, воздействующих на климат той или иной организации, следует отметить и ее многообразные партнерские связи с другими организациями, а также с потребителями продукции данной организации. Заметим, что в условиях рыночной эко­номики влияние потребителей на климат организации (особенно произ­водственной) будет возрастать.

Микросреда предприятия, учреждения – это поле повседневной деятельности людей, те конкретные материальные и духовные условна, в которых они работают. Именно на данном уровне те или иные воз­действия макросреды обретают для каждой группы свою определен­ность, связь с реалиями жизненной практики. Какие же обстоятельства, условия повседневной жизнедеятельности формируют то или иное мироощущение и умонастроение первичной рабочей группы, ее социально-психологический климат?

Можно выделить целый ряд воздействий. Прежде всего, отметим факторы материально-вещной среды. Это и характер выполняемых людьми трудовых операций, и состояние оборудования, и качество заго­товок или исходного сырья. Большое значение имеют также особенно­сти организации труда – сменность, ритмичность, степень взаимозаме­няемости работников, уровень оперативно-хозяйственной самостоятель­ности первичной группы (например, бригады). Отметим роль и санитар­но-гигиенических условий труда, таких, как температура, влажность, освещенность, шум, вибрация и т.д.

Известно, что рациональная организация трудового процесса с уче­том возможностей человеческого организма, обеспечение нормальных условий работы и отдыха людей воздействуют позитивным образом на психические состояния каждого работника и группы в целом. И, наобо­рот, те или иные неисправности техники, несовершенства технологии, организационные неурядицы, неритмичность труда, недостаточность све­жего воздуха, чрезмерный шум, ненормальная температура в помеще­нии и т.п. факторы материально-вещной среды сказываются негативно на климате группы.

Поэтому первейшее направление совершенствова­ния социально-психологического климата состоит в оптимизации ком­плекса указанных выше факторов. Эта задача должна решаться на ос­нове разработок специалистов по гигиене и физиологии труда, эргоно­мике и инженерной психологии.

Другую, не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы на уровне первичной рабочей группы. Эти факторы заслуживают при­стального внимания в связи с тем, что они являются следствием соци­ально-психологического отражения человеческой микросреды. Будем для краткости называть эти факторы социально-психологическими.

Начнем с такого фактора, как характер официальных организацион­ных связей между членами первичной рабочей группы. Эти связи закре­плены в формальной структуре данного подразделения. Возможные раз­личия между типами такой структуры можно показать на основе выде­ленных Л.И. Уманским следующих моделей совместной деятельности.

Экспериментальные исследования, проведенные под руководством Л.И.Уманского, показывают прямую зависимость между этими моделя­ми и уровнем развития группы как коллектива. Так, сплоченность по направленности (единство ценностных ориентации, единство целей и мотивов деятельности) в пределах данной деятельности группы дости­гается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более при первой.

Материалы прикладных исследований на предприятиях также сви­детельствуют о том, что сами по себе особенности той или иной модели совместной деятельности отражаются в итоге на психологи­ческих чертах рабочих групп. Как показывают А.И. Донцов и Ш.В. Саркисян, в итоге исследования, охватившего бригады на недавно создан­ном предприятии, удовлетворенность межличностными отношениями в этих первичных группах увеличивается по мере перехода от первой модели совместной деятельности к третьей. Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат первичной рабочей группы огромное влияние оказывает ее неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудни­чество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжела­тельные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.

Говоря о важном формирующем влиянии неофициальных контактов на социально-психологический климат, необходимо учитывать как ко­личество этих контактов, так и их распределение. Например, в пределах одной бригады могут существовать две и более неформальные группы, причем члены каждой из них (при крепких и доброжелательных внутригрупповых связях) противодействуют членам «не своих» групп. Конечно, рассматривая факторы, влияющие на климат группы, сле­дует учитывать не только специфику формальной и неформальной ор­ганизационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное со­отношение. Чем выше степень единства этих структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат группы.

Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле вза­имоотношений между непосредственным руководителем первичной ра­бочей группы и остальными ее членами, также воздействует на соци­ально-психологический климат. Рабочие, считающие руководителей цеха одинаково внимательными к их производственным и личным де­лам, обычно более довольны своей работой, чем те, кто заявлял о нев­нимании к ним со стороны руководителей. По данным отечественных исследований, демократический стиль руководства мастеров бригад, общность ценностей и норм мастеров и рабочих способствуют форми­рованию благоприятного социально-психологического климата.

Следующий фактор, воздействующий на климат группы, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями ее членов. Каждый человек уникален и неповторим. Его психический склад представляет собой то или иное сочетание личностных черт и свойств, создающее своеобразие характера в целом. Сквозь призму особенностей личности преломляются все влияния на нее со стороны внешней среды. Отноше­ния человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, в поведении, представляют собой его индивидуальный вклад в формирование климата группы.

Конечно, психику группы не следует понимать как сумму индивидуально-психологических особенно­стей каждого из ее членов. Это качественно новое образование. Таким образом, для формирования того или иного социально-психологического климата группы имеют значение не столько индивидуальные свойства ее членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической со­вместимости членов группы также является фактором, обусловливаю­щим в большой степени его климат.

Резюмируя сказанное, выделим следующие основные факторы, влияющие на социально-психологический климат первичной рабочей группы.

Воздействия со стороны макросреды: характерные особенности со­временного этапа социально-экономического и общественно-политического развития страны; деятельность вышестоящих структур, руко­водящих данной организацией, ее собственных органов управления и самоуправления, общественных организаций, связи данной организации с другими городскими и районными организациями. Воздействия со стороны микросреды: материально-вещная сфера деятельности первичной группы, сугубо социально-психологические факторы (специфика формальных и неформальных организационных связей в группе и соотношение между ними, стиль руководства группой, уровень психологической совместимости работников).

Конечно, при анализе социально-психологического климата пер­вичной рабочей группы в той или иной конкретной ситуации невоз­можно отнести какое-либо влияние на нее за счет только макросреды либо только микросреды. Зависимость климата первичной группы от факторов его собственной микросреды всегда обусловлена макросредой. Однако, решая задачу совершенствования климата в той или иной пер­вичной группе, следует обратить первоочередное внимание на факторы микросреды. Ведь именно здесь нагляднее всего заметен эффект целенаправленных воздействий.