13.2. Подготовка и разработка бизнес-плана
Разработка бизнес-планов характерная для всех форм и видов предпринимательства, это составная часть предпринимательских соглашений производственного, торгово-коммерческого и финансово-кредитного характера.
Бизнес-план является эффективным средством донесения новой идеи к лицам, способным финансировать. В то же время — это основа для оценки перспективы развития и управления новым бизнесом.
Разработка бизнес-плана является достаточно трудоемким процессом и нуждается в значительных затратах времени и средств. Потому одним из факторов, что предопределяет эффективность и результативность планирование бизнеса, есть его организация.
Подготовкой бизнес-плана могут заниматься менеджеры, предприниматели, фирмы, группы фирм или консалтинговые организации. Основу группы специалистов, которые разрабатывают бизнес-план, составляют маркетологи, экономисты, статисты, финансисты.
Для разработки стратегии развития большого предприятия складывается развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяется партнер.
Предприятия, которые работают в стабильной ситуации и производят товар для постоянного рынка, при росте объемов производства разрабатывают бизнес-план, направленный на усовершенствование производства и поиск путей снижения его расходов. Но все эти предприятия постоянно рассматривают мероприятия по модернизации продукции или услуг, которые производятся или предоставляются. Предприятия, которые производят продукцию в условиях постоянного риска, в первую очередь систематически работают над освоением новых видов продукции, переходом на производство товаров новых поколений и удлинением их жизненного цикла. Если предприятие планирует значительный рост производства традиционных продуктов или тех, что осваиваются, но не имеет достаточных собственных мощностей для их производства, оно может решить эту проблему такими вариантами:
путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей;
путем поиска партнеров, которым оно передаст изготовление определенных узлов, деталей и тому подобное.
Второй вариант, как правило, обеспечивает ускоренное решение заданий и требует меньше средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяются требования к будущему производству.
Одно из первоочередных заданий бизнес-плана — это поиск инвесторов: новых акционеров, кредиторов, спонсорских вложений и тому подобное.
В Украине бизнес-план может применяться также в процессе пост- приватизационной деятельности предприятий, особенно в малом и среднем бизнесе. При этом в основу приватизации может быть заложенная идея конкурса бизнес-планов покупателей предприятий как альтернативных путей их последующего эффективного функционирования.
Приказом Фонда государственного имущества Украины утверждено Положение о типичном бизнес-плане, которое определяет порядок разработки покупателями бизнес-планов и требования к ним.
Согласно с Положением бизнес-план - это документ, который содержит в себе обязательство покупателей относительно последующей эксплуатации объекта приватизации и обоснование возможностей их выполнения в соответствии с требованиями, которые устанавливаются Фондом государственного имущества Украины.
На данном этапе бизнес-план обязательно разрабатывается покупателями в таких случаях:
продажа объекта приватизации за некоммерческим конкурсом;
продажа контрольного пакета акций на неконкурентных принципах иностранным инвесторам;
при создании совместного (при участии государства) предприятия с иностранными инвестициями.
В бизнес-плане должна содержаться информация, которая характеризует производственно-хозяйственную деятельность предприятия за последний год в целом и за структурными подразделениями, а также стратегические направления развития предприятия на 2, 3, 5-летнюю перспективу. Мероприятия и предложения, изложенные покупателем в бизнес-плане, учитываются в случае подписания договора продажи купли.
Следовательно, бизнес-план выполняет как внешние, так и внутренние функции. При поисках партнеров, инвесторов и кредиторов хорошо выполненный и оформленный бизнес-план является наилучшей визитной карточкой предприятия.
За счет четко определенных конечных целей разработанного бизнес-плана все дело бизнеса приобретает целенаправленность, что дает возможность направить энергию и действия предприятий в оптимальное русло. Подготовив бизнес-план, предприятие получает инструмент контроля управления, что обеспечивает постепенное его продвижение к установленной цели.
При составлении бизнес-плана происходит процесс самообучения, а после реализации предусмотренных им действий он служит основой для анализа фактических показателей. Таким образом, предприниматель приобретает знания, опыт и профессионализм, что невозможно без планирования.
В современных условиях бизнес-план является рабочим инструментом, который описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители намереваются достичь своей цели. Качественно разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, разрабатывать перспективные планы своего развития, формировать концепции производства новых товаров и услуг и избирать рациональные пути их реализации.