Тема 6.3. Целевое управление.
Содержание и значение метода управления по целям. Анализ проблемных ситуаций. Целеобразование в организации. Управление производительностью, качеством, инновационной деятельностью, стратегиями, спросом.
Процессы самоорганизации и самоуправления. Два значения самоорганизации по У. Эшби. Понятие порядка и беспорядка. Концептуальные модели самоуправления и самоорганизации.
Цели организации
Формирование и выбор целей являются исходным пунктом управления. Цели определяют содержание основных функций управления, выбор методов и структуры управления, средства достижения целей функционирования системы (рис. 6.30).
Рис. 6.30 Роли целей в организации
Цель — это генеральный императив действий, обеспечивающий желаемое состояние объекта управления и его отдельных параметров в будущем.
Главная цель организации (миссия) должна переводиться в конкретные цели всех областей деятельности, от которых зависит успех предприятия. В конечном счете цели должны быть доведены до конкретных исполнителей в виде непосредственных производственных заданий.
Цели становятся инструментом управления, когда они:
определены и сформулированы;
известны персоналу;
приняты работниками управления.
В качестве общего подхода рекомендуется определение целей в следующих ключевых областях:
положение на рынке (цели маркетинга), например прирост доли рынка при продаже определенной продукции;
инновации (например, характеристики и сроки реализации различных инновационных проектов);
человеческая организация (например, повышение квалификации персонала);
финансовые ресурсы (цели могут быть выражены структурой капитала, выплатой дивидендов);
материальные ресурсы (поддержание оптимального уровня запасов, поиски новых материалов, выбор поставщиков);
производительность труда (увеличение продукции на одного работающего в смену);
социальная ответственность (цели выражаются в участии в социальных мероприятиях на территории, где расположено предприятие, например, принять на работу в течение года 50 длительно безработных, предоставить 1% рабочих мест для инвалидов);
прибыль (увеличение рентабельности продукции).
Данный перечень предназначен для предпринимательской деятельности и не считается всеобъемлющим.
Достаточно часто в качестве главной цели предприятия, т.е. миссии, называют получение прибыли. Прибыль не следует принимать в качестве главной цели даже для коммерческих организаций.
За рубежом этот вопрос широко обсуждался в 1950-х гг., и общим выводом стало то, что действия управляющих в современной корпорации выходят далеко за рамки извлечения прибыли. Как с нравственной, так и с практической точки зрения жизненно необходимо, чтобы управляющие стремились к производству продукции и услуг наивысшего качества при наименьших ценах, посредством наиболее полного использования производственного потенциала предприятия и в целом повышения благосостояния всего общества. Прибыль ради прибыли не может быть самоцелью.
По словам П. Друкера, само существование системы менеджмента может быть поставлено под угрозу, если менеджеры будут делать ударение на цели максимизации прибыли. Это способствует созданию ситуации, при которой менеджеры принимают решения, направленные на делание денег сегодня, не принимая во внимание то, каким путем зарабатывать прибыль завтра.
Цель, выражающаяся в различных показателях прибыли (чистая прибыль, рентабельность, прибыль на собственный капитал и т.д.), является прежде всего средством контроля за деятельностью различных подразделений, позволяющей обеспечить развитие всего комплекса.
Некоммерческие организации также должны формировать свои цели. Цели должны быть установлены для каждого важного, по мнению компании, вида деятельности и выполнение которого она намерена измерять и контролировать.
Свойства и виды целей
Целям присущи следующие свойства:
соподчиненность, т.е. цели подсистем вышестоящего уровня обусловливают цели подсистем нижестоящего (практический вывод — цели должны формироваться сверху вниз);
развертываемость, которая выражается в том, что общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными.
Развертываемость может осуществляться по содержанию, по времени, по уровню;
соотносительная важность, определяющая приоритетность целей всей организации по отношению к целям отдельных подразделений.
При формировании целей различают «точечную» и «траекторную» их формулировки. Стратегические цели, как правило, определяют направление развития, т.е. траекторию, даже целый спектр траекторий (например, достижение передовых позиций в своей отрасли, совершенствование системы управления и т.д.).
При точечной формулировке цели задаются в виде количественно определенных характеристик — целевых нормативов (норма прибыли, норма рентабельности, уровень производительности труда и т.д.).
При формулировании целей должен выполняться ряд условий (Принцип СМАРТ):
цели должны быть ориентированы во времени;
цели должны быть достижимыми. Только такие цели служат повышению эффективности организации. Если цели недостижимы (например, из-за недостатков ресурсов, слабого знания рынка), то мотивация исполнителей к успеху резко снижается;
цели должны быть множественными, особенно для крупных организаций. Управление означает сбалансированность некоторого набора потребностей и целей;
цели должны определяться в тех областях, от которых зависит выживание предприятия. Конкретные задачи в любой целевой области зависят от стратегии данного предприятия.
SMART — это аббревиатура из следующих пяти слов и понятий.
Specific — быть настолько ясными и точными, чтобы не оставалось места для их неправильного или множественного толкования.
Measurable — выражать количественно все, что можно, в первую очередь субъективные ожидания, фиксируя то, каким может оказаться результат, если цель достигнута.
Achievable — и начальник, и подчиненный должны быть; уверены, что поставленная цель достижима.
Related — соотноситься со стратегией, хозяйственными! целями организации, интересами исполнителя.
Time-bound — допускать определение на шкале времени по срокам достижения цели.
Все множество целей классифицируется по различным признакам (табл.6.3.).
Таблица 6.3
Классификации целей
Классификационный признак | Виды целей |
По содержанию
По повторяемости
По периоду установления
По иерархии
По способу выражения
По направленности среды
По степени достижимости
По количеству переменных
По уровню значимости | Организационные, экономические, политические, научные, социальные, экологические
Постоянные, периодически повторяющиеся, разовые
Стратегические, тактические, оперативные Высшие, промежуточные, низшие
Качественные цели (неоперациональные), количественные (операциональные) Внутренние, внешние
Реальные, завышенные, заниженные
Одномерные, многомерные
Экстремальные (минимизация, максимализация); удовлетворение — уровень притязаний; прецизионные (не больше, не меньше) |
Цели могут иметь троякую направленность:
на конечный результат, например выпуск определенного объема продукции;
на осуществление той или иной деятельности, скажем, совершенствование технологии;
на достижение определенного состояния объекта (например, приобретение работником новой профессии);
Г. Саймон предлагает следующие уровни целей организации:
стратегические цели организации;
основные «оперативные» цели;
цели рабочей группы (коллектива);
личностные цели на работе.
Совокупность целей деятельности организации включает результативно-хозяйственные и общественно социальные цели (рис.6.32).
Рис. 6.32. Совокупность целей деятельности организации
Схема взаимосвязей между целями организации приведена рис 6.33.
При постановке целей могут возникать различные проблемы:
не всегда ясно, как определить, насколько успешно осуществляется процесс реализации целей любого уровня, поставленных в начале цикла управления. Успех в одном аспекте может привести к неудаче в другом;
некоторые показатели легко поддаются количественной оценке с помощью известных параметров (себестоимость, количество единиц и т.д.), другие субъективны или более качественны (включая само понятие «качество»);
количественные оценки не всегда являются объективными, установленными фактами; они могут быть неточными и иметь различное толкование.
Содержание метода управления по целям
Схема процесса формирования целей включает: анализ ситуации, написание сценария существующего и будущего состояния организации, декомпозицию целей (рис 6.33).
Первый этап включает анализ законодательных документов, программ, а также схем размещения производительных сил, проектных материалов, прогнозных данных, мирового и отечественного опыта.
Второй этап. Сценарий представляется как инструмент упорядочения представления фирмы о будущем, систематизация черт этого будущего в едином документе.
Сценарий как модель содержит два важнейших элемента:
описание существующих тенденций (модель современного состояния), как негативных, так и позитивных;
описание будущего состояния (модель будущего состояния) — анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций, которые могут возникнуть в будущем и оказать влияние на развитие системы.
Общесистемные цели задаются в качественном виде и конкретизируют, какими видами деятельности будет заниматься организация.
Возможны два варианта представления о будущем:
опорное — на основе экстраполяции и факторного анализа;
целевое — описание того, что хочет добиться система в будущем с учетом сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз внешней среды. При этом целевое представление рассматривается в трех аспектах: пессимистическом, реалистическом, оптимистическом.
Задача сценария состоит в анализе возможных ситуаций, выборе наиболее приемлемого состояния и определение путей его достижения.
Основываясь на главных свойствах целей — развертываемости и соподчиненности, — конечная цель раскладывается на составляющие подцели таким образом, чтобы реализация целей нижнего уровня обеспечивала достижение цели верхнего уровня (декомпозиция целей).
Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей системы, служит «дерево целей». Поскольку понятия «цель» и «средство» диалектически взаимосвязаны, то для целей верхнего уровня цели нижнего становятся средством достижения (рис. 6.33).
Фрагмент дерева целей.
« Дерево целей» создания производства новых автомобилей (фрагмент)
— удовлетворение потребностей населения в комфортной езде в автомобиле;
— обеспечение населения автомобилями высокого качества;
1.1- — обеспечение доступного разнообразия выбора автомобилей;
1.1.1 — реконструкция и расширение существующих производств автомобилей;
— увеличение производства существующих моделей;
1.1.1.1.1 — проведение комплекса НИР и ОКР по изысканию внутренних резервов увеличения производства;
1.1.1.1.1.2 — организация производства;
— реконструкция производства для выпуска новых моделей и модификаций;
— проведение комплекса НИР и ОКР по развитию новых модификаций автомобилей;
— проведение комплекса НИР по выявлению возможностей производства;
— проведение комплекса ОКР по разработке новых модификаций автомобилей;
— проведение комплекса проектных работ по созданию мощностей для производства новых модификаций;
1.1.1.2.2.1 — проведение комплекса проектных работ по модернизации производства;
1.1.1.2.2.2—проведение комплекса проектных работ по созданию производств, обеспечивающих расширение производства новых модификаций;
— реконструкция производства;
— обеспечение реконструкции ресурсами;
— организация реконструкции;
— организация управления реконструкцией;
— организация производства автомобилей новых модификаций;
— обеспечение производства ресурсами;
— организация труда и производства;
— организация сбыта продукции;
— создание новых производств автомобилей прогрессивных моделей;
— закупка автомобилей за границей;
1.2 — обеспечение условий для приобретения автомобилей;
— обеспечение доходов населения;
— развитие торговой сети; 1.2.и — другие направления;
— обеспечение качественной эксплуатации автомобилей;
— обеспечение качественного обслуживания;
— расширение существующей системы сервисного обслуживания;
— создание новой системы сервисного обслуживания;
— создание условий для индивидуального обслуживания автомобилей;
— обеспечение населения запасными частями;
— создание системы комфортного хранения автомобиля;
— обеспечение безопасности вождения автомобиля;
— обеспечение качественного обслуживания автомобиля;
3.1.1, 3.1.2, 3.1.л — см. 2.1.1, 2.1.2, 2.2.1, 2.1.2;
— обеспечение безопасности движения;
— создание системы дорог, отвечающей требованиям скоростной и безопасной езды;
— формирование культуры вождения и движения.
Правила построения дерева целей:
От «ствола», соответствующего миссии организации, отходит несколько крупных «ветвей», символизирующих общеорганизационные цели, которые в дальнейшем разветвляются на более мелкие, соответствующие специфическим (причем «крона» такого дерева может ветвиться до бесконечности).
Данная «конструкция» наглядно показывает, что для реализации генеральной цели 1 нужно достичь общеорганизационных целей 1.1, 1.2, 7.3, что в свою очередь требует осуществления специфических целей (например, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3).
Таким образом, большинство целей являются одновременно и средством достижения для других.
построение начинается с формулировки цели 0-го уровня (миссии);
цели каждого уровня должны быть сопоставимы по масштабу и значению;
формулировка цели должна обеспечить возможность количественной и качественной оценки степени достижения цели, т.е. цели должны быть операциональными, поддаваться преобразованию в конкретные задачи и рабочие задания;
необходимо учесть, что каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде комплекса подцелей следующего уровня. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты исходную цель или меняет ее.
Конечная цель
Рис. 6.35 Структура «дерева целей»
Значение метода управления по целям
Метод управления по целям представляет собой один из эффективных практических подходов в управлении, несмотря на его трудоемкость и затратность. Именно этот метод обладает потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов.
Управление по целям — это способ мотивации, помогающий преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника. Персонал, ясно осознающий поставленные перед ним задачи, трудится лучше тех, кто не отличается вниманием к своим перспективам.
Для руководителей всех подразделений организации определяется главная область их ответственности, выраженная в конкретных заданиях. Сравнение фактического состояния дел с заданными целями служит оценкой успеха.
Дерево целей позволяет четко соотнести связи подчинения и руководства с реально существующей системой подчиненности в организации.
Таким образом, главные положения управления по целям таковы:
управляющие должны знать свои цели;
деятельность управляющих должна оцениваться по их достижениям;
управляющие и подчиненные должны иметь право голоса при определении своих собственных целей;
цели каждого подчиненного должны способствовать достижению целей его руководителя.
Особенность метода управления по целям состоит в том, что руководитель и его подчиненный достигают соглашения относительно целей, ради которых подчиненный работает. Они вместе должны достичь соглашения о будущей деятельности. Подчиненный воспринимает задание как свое собственное, которое он способен реализовать. В данном случае руководитель выступает по отношению к подчиненному, прежде всего, в роли консультанта.
Наряду с официальными целями, или целями-заданиями, содержащимися в планах организации, в современном управлении все более широкое распространение получают неофициальные цели.
Они формулируются самими исполнителями в дополнение к официальным с учетом конкретных должностных обязанностей и своих личных качеств (это служит дополнительной гарантией их реалистичности). Достижение таких целей стимулируется в первую очередь.
Для того чтобы цели реально повышали трудовую активность персонала, они должны соответствовать основным принципам и методам работы, принятым в организации; интересам персонала; быть достаточно трудными и увлекательными; пробуждать в людях азарт и стремление проявить себя.
Управление процессом их постановки и оценки реализации получило название management by objectives (МВО), или в русском варианте управление по целям (УПЦ).
Считается, что такой подход гибче традиционного, обеспечивает глубокое понимание сотрудниками целей организации и ее подразделений, более качественное исполнение служебных обязанностей, улучшает взаимодействие руководителей и подчиненных, позволяет предоставить последним больше полномочий, создает основы объективного контроля и пооицрения.
Целевое управление начинается с того, что руководитель доводит до сведения подчиненных касающиеся их позиции официального плана, помогает составить список индивидуальных или групповых целей, оптимизирующих конечный результат деятельности. Собственные цели он определяет совместно со своим непосредственным руководством.
Следующим шагом является создание декларации — документа, отражающего личные цели каждого работника, связанные с реализацией официальных целей.
Позиции декларации при необходимости выносятся на общее обсуждение и согласование. Поэтому они не являются уже чисто формальными, навязанными исполнителям сверху. Это уже во многом их цели, а поэтому обычно реализуются с гораздо большей заинтересованностью.
Декларация позволяет усилить связь между официальными и личными целями, создать необходимую основу для персонифицированного морального и материального поощрения в соответствии с вкладом в общее дело.
Затем составляется конкретный план действий под каждую личную цель (с указанием сроков, ресурсов и проч.), уточняются должностные инструкции, критерии оценки, определяется сфера ответственности.
Контроль может осуществляться, например, с помощью плана-графика, где отражается фактическое выполнение работ, а также в процессе регулярных оценочных бесед, которые могут проводиться ежеквартально.
На собеседовании происходят оценка результатов, полученных в процессе достижения целей и выполнения планов развития, анализ причин неудач, проблем, связанных с недостатками управления и профессиональными качествами работника.
Подведение итогов производится также во время собеседования путем сопоставления достигнутых результатов с положениями декларации и целями организации.
Итоговое собеседование служит основой для нового цикла планирования. Оно предполагает определение целевых показателей, ресурсов, критериев, на основе которых будет оцениваться деятельность работника в следующем периоде, и разработку комплекса мероприятий, направленных на их достижение (индивидуальных планов работы, планов развития личности). УПЦ имеет и немалые недостатки. Прежде всего оно связано с созданием декларации. Во-первых, этот процесс требует большой подготовительной работы, немалых затрат времени, а подчас и средств. Во-вторых, преувеличивается роль количественных, формальных показателей (это порождает путаницу при наличии их большого числа). В-третьих, не все цели могут быть выражены количественно (что в данном случае крайне важно в связи со стимулированием).
В-четвертых, декларация непригодна для рабочих.
В-пятых, декларация недостаточно объективна. В нее стараются включить прежде всего «красивые», глобальные, престижные, а не важные цели; цели, связанные с преодолением помех, вместо ориентированных на поиск дополнительных возможностей; цели, направленные на решение поверхностных, а не глубинных проблем, которые могут иметь для организации первостепенное значение.
Анализ проблемной ситуации
Исследователи сходятся в том, что этапы системного анализа проблем развития организаций включают последовательность действий, представленных на рис.6.37.
Схема формирования совокупности проблем организации (проблемного поля) приведена на рис. 6.38 которая демонстрирует, как по мере роста количества и качества информации о проблемной ситуации в организации система из простого множества проблем (первичного каталога) трансформируется в структурированную проблемную область.
Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем значимые (корневые и узловые, которые являются причиной возникновения других проблем) и решаемые автоматически при решении других проблем каталога (результирующие проблемы).
В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, чем заниматься организации в первую, во вторую и в третью очередь. Главная проблема организации требует, как правило, стратегических решений.
К Достоинствам рассмотренного подхода к анализу проблем организации следует отнести относительную простоту и быст-
| Наименование этапа | Результат этапа |
| Формирование целей исследования | Цель исследования |
| Анализ системы и выявление проблем | Концептуальная модель системы |
Описание проблем | Факт наличия проблем и их описание | |
Анализ проблем | Граф проблем и выводы об актуальности, важности и сложности проблем | |
| Генерирование альтернатив | Концептуальные модели новой системы - средства решения проблем |
Выбор решения | Один из вариантов: оптимальный, лучший, приемлемый | |
| Подготовка к изменениям | Обеспечение ресурсами участников изменений |
Внесение изменений | Нейтрализация противников и поддержка сторонников изменений | |
| Оценка эффективности решений | Определение степени успешности достижения |
Корректировка решений | Внесение изменений в решения |
Рис. 6.37. Этапы решения проблем
Рис. 6.38. Схема формирования проблемного поля
роту его реализации, но оценки, лежащие в основе подхода, несут в себе погрешности субъективных суждений экспертов.
Специалисты в области исследования систем управления рассматривают этапы постановки проблем в виде схемы, представленной на рис.6.39, из которого следует, что многошаговая процедура состоит из пяти повторяющихся этапов.
Первый этап «диагностика» — общее знакомство с проблемой; составление плана работы с указанием срока выполнения исполнителей и основных источников, которые могут оыть использованы. Например, общий спад производственно- хозяйственной деятельности организации воспринимается как проблема.
Рис..6.39. Последовательность этапов «диагноза» проблемы
Второй этап — установление «симптомов» проблемы, под которыми понимаются некоторые косвенные признаки или характеристики, указывающие на наличие проблемы. Например, не хватает финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств.
Третий этап — сбор факторов, подтверждающих «симптомы» — выявление причин возникновения проблемы, например в отношении воровства сырья и полуфабрикатов, нерациональных запасов на складах, роста цен на материальные ресурсы, нерациональной деятельности отдела сбыта и т.п.
Четвертый этап — истолкование факторов (анализ всей релевантной7 информации). Например, рост дебиторской задолженности обусловлен тем, что работники отдела сбыта пассивны во взаимодействии с организациями, осуществляющими оптовые закупки.
Наличие обратных последовательных этапов работы позволяет направить процесс формулирования проблемы по правильному руслу и постоянно его улучшать по мере выявления и накопления факторов.
При вскрытии существа проблемы большую помощь могут оказать следующие шаги:
собрать и проанализировать данные, которые представляют недостатки системы;
описать и проанализировать подсистему, которая прямо порождает данные проблемы, в частности оценить вход на полноту, на частоту, на согласованность, на надежность и на точность;
Рис. 6.40. Выявление корневой проблемы предприятия (номера обозначают место конкретной проблемы в общем неупорядоченном перечне проблем предприятия): 18 — нет стратегии, обеспечивающей подготовку и повышение квалификации кадров; 34 — низкая требовательность и слабая ответственность руководителей снижают экономические результаты; 36 — система оплаты труда недостаточно мотивирует работников; 37 — отсутствие сопричастности к общему делу не формирует социокультурных ценностей; 38 — неравномерна загрузка ИТР, есть «случайные» люди; 39 — отдел кадров не ведет базу данных «лучших» сезонных рабочих; 46 — расположение ДРСУ в г. Владимире при подъеме экономики ведет к оттоку квалифицированных кадров
найти обратную связь, которая дает возможность судить об отклонении, о величине ошибки или о недостатке системы;
постараться связать объекты и свойства подсистемы в соответствии с их очевидной, логической или причинной связью;
постараться представить полную систему, в которой данная проблема является только частью;
постараться связать между собой полную систему, относящиеся к делу подсистемы и проблему, как она определена.
Выполнение этих шагов создает возможность для формулирования проблемы.
Пятый этап (формулирование проблемы) включает:
составление исходной формулировки проблемы;
осмысление этой формулировки в связи с различными частями проблемы;
осмысление факторов, которые касаются проблемы;
общее уточнение исходной формулировки проблемы, например отсутствие системы стимулирования снижения дебиторской задолженности, приводит к нехватке оборотных средств.
Формулирование проблемы называется исходной, или предварительной, постановкой потому, что в ходе анализа и на его основании многие исходные положения могут быть пересмотрены или уточнены.
Перечень проблем, описывающих проблемную область, как правило, можно упорядочить методом парных сравнений, определяя наличие и направленность причинно-следственных связей между проблемами8. Пример построения графа проблем приведен на рис. 6.40
В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, чем заниматься организации в первую, во вторую и в третью очередь.
Главная проблема организации требует стратегических решений, что предопределяет формулирование соответствующих целей.
Игорь Ансофф9, рассматривая отличительные черты стратегии, приводит такое определение ее самой и ее ориентира (видения): «Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия — средство для достижения цели».
Но из теории систем известно, что, перефразируя определение, средство для достижения цели есть система. Отсюда следует, что стратегия есть система достижения цели. Попробуем выдвинутый тезис обосновать, анализируя структуру целей организации.
В начале 1980-х гг. А.И. Пригожин, рассматривая главные общеорганизационные цели, предложил три вида, не связанных между собой иерархией: цели-задания, цели-ориентации и цели системы. Цели-задания должны были отражать внешнее назначение организации (терминологии стратегического управления в данном случае больше соответствует «миссия вовне»). Цели- ориентации соответствовуют общим интересам работников и могут быть реализованы через организацию (миссия, направленная вовнутрь). Цели системы призваны реализовать потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее, цели по обеспечению системности организации, которая характеризуется, прежде всего, структурой — совокупностью связей между частями системы) и т.д.
Отсюда следует, что система целей организации представляет собой «системный конфигуратор» — систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками описания, например, рост производительности труда на 6% в течение двух лет и укрепление репутации на рынке услуг по упаковке товара в сочетании с сокращением цикла оборота оборотных средств.
Попытаемся представить себе модель состава системы целей стратегического управления, которую затем преобразуем в модель структуры. Однако предварительно необходимо сделать несколько замечаний, руководствуясь положениями системного анализа.
Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и цель может быть не одна. Кроме того, различие целей приводит к разным определениям одних и тех же явлений (под определениями здесь понимается языковая модель какой-либо системы). Отмеченное свидетельствует о том, что цели организации могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях, причем точка (или линия) пересечения указанных плоскостей, как нам представляется, в общем виде будет в наибольшей степени отражать место нахождения совокупной (интегральной) цели организации.
Под целью здесь понимается «субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему»1.
Если теперь этот образ желаемого будущего спроецировать на окружающую исследуемый объект среду, то проекция будет представлять собой совокупность элементов среды, использование свойств которых позволяет достигнуть цель. Подобная «тень» цели на среде представляет собой средство достижения цели — систему (совокупность взаимосвязанных элементов, обособленную от среды и взаимодействующую с ней как целое).
Рассуждая аналогичным образом и исходя из ранее данных определений, можно построить несколько подсистем, на разных языках описания, характеризующих рассматриваемую цель. Пример подобного описания (конфигуратора целей) приведен на рис. 6.41.
Р ис. 6.41 Структура системы целей
Представленная система целей показывает, что видение, миссия, объективная цель, стратегия характеризуют одну и ту же цель, рассматривая ее как бы в разных плоскостях, причем Указанные характеристики цели занимают один и тот же (верхний) уровень иерархии.
В целом, рисунок иллюстрирует взаимосвязи основных целевых характеристик организации и позволяет сформулировать следующие выводы.
1- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. — М.: Высшая школа, 1989. - С. 68.
Стратегия есть система достижения цели организации.
Содержание стратегии есть отображение, проекция виде, ния и объективной цели организации на саму организацию и на окружающую ее среду.
Направленность стратегии определяется миссией, обращенной во внешнюю по отношению к организации среду и вовнутрь организации: в социальную структуру и в структуру, обеспечивающую поддержание системных свойств организации.
Стратегия лежит в одной плоскости с оперативным управлением организации, которое состоит из элементов внешней среды и слабо структурировано.
• Цель организации есть система, подсистемы которой лежат в разных плоскостях, но объединены ею, и через нее осуществляется связь между элементами разных подсистем.
• Цели организации (как и любой системы) формируются под воздействием многих факторов, о чем свидетельствует рис.6.42
Рис. 6.42 Распределение факторов, влияющих на формирование целей
Срочность |
| Социально-экономическая ориентация | ||
Краткосрочные | Долгосрочные | Экономические (цели хозяйственной деятельности) | Неэкономические (цели социальные) | |
(конкретные и детализированные) | (рассчитанные на длительный срок) | |||
| ||||
Направленность целей | Пространство определения целей |
| Установки субъектов целеполагания: собственников; менеджеров; работников-исполнителей; потребителей; поставщиков; местного сообщества; общества в целом | |
Внешняя | Потребление ресурсов |
| ||
Реализация товаров |
| |||
Внутренняя | Переработка ресурсов |
| ||
Управление отношениями |
| |||
| ||||
Цели | ||||
| ||||
Оперативные свойства организационных структур: •стремление к максимальной стабильности; • обеспечение минимальной неопределенности |
|
Видение (образ будущего организации)
| ||
| Миссия организации (в отношении общества и работников организации)
| |||
| ||||
Критерии: эффективность; реализуемость; иерархичность; совместимость; измеримость; гибкость |
1 Управление организацией / Под ред. Румянцевой 3. П., Поршиева А. Г., Соломатина И. А. М„ 1997 С. 77-78 .и 2008.
2 Друкер П. Ф. Эффективное управление. М., 1998. С. 25.
3 Мескоп М. X. и др. Указ. соч. С. 72.
4 Короткое Э. М. Концепция менеджмента. М., 1997. С. 91.
5 Подробнее см.: Лафта Дж. К. Управленческие решения. М„ 2002. С. 71-79.
6 Можно ли управлять предприятием вместе? Указ. соч. С. 56-63.
7 Relevant — относящийся к делу.
8 См.: Лапыгин Ю.Н. Теория организации: учеб. пособие. — М» ИНФРА-М, 2007. - С. 244.
9 И. Ансофф — почетный профессор стратегического менеджмента Американского международного университета (US International University' в Сан-Диего, основатель школы стратегического планирования.