1. Сертификация
Сертификация продукции в Российской Федерации, а до этого в СССР, начала развиваться в 1979 году, после вступления в силу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-бытового назначения. Целью такой системы было обеспечение достоверной оценки качества продукции и предотвращение передачи в производство несовершенных, технологически недоработанных изделий, а также систематический контроль за стабильностью качества выпускаемой продукции.
В 1986 году было принято «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР. РД 50-598-86», которое явилось организационным документом, устанавливающим основные правила работ по сертификации продукции машиностроения, проводимых в рамках международных систем сертификации или двухсторонних (многосторонних) соглашений по сертификации.
Согласно этому Положению, работы по сертификации продукции машиностроения в СССР проводились в следующих направлениях:
определение перечня продукции, подлежащей сертификации;
установление сертификационных требований к продукции и введение их в нормативно-техническую документацию (НТД) на эту продукцию;
разработка документов, устанавливающих правила проведения сертификации конкретной продукции;
аттестация производства сертифицируемой продукции на предприятиях-изготовителях;
аккредитация испытательных организаций, определенных для сертификационных испытаний;
испытание продукции, подлежащей сертификации;
выдача сертификатов или постановка знаков соответствия;
надзор и контроль качества сертифицируемой продукции, и проведение сертификации в стране;
участие в международных системах сертификации конкретной продукции либо заключение двухсторонних (многосторонних) соглашений по сертификации.
Таким образом, в начале 90-х годов в России сформировалась нормативная и техническая база для создания системы сертификации.
Законодательно сертификация была введена в действие в 1992 году Законом РФ «О защите прав потребителя».
Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами РФ: "О техническом регулировании", "О защите прав потребителей", а также с законами РФ, относящимися к определенным отраслям: "О ветеринарии", "О пожарной безопасности", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; иными правовыми актами Российской Федерации, направленными на решение отдельных социально-экономических задач (более 30 актов), указами Президента и актами правительства (около 50 актов).
Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях:
удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Применение сертификации продукции дает следующие преимущества:
обеспечивает доверие потребителей к качеству продукции;
облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;
предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
способствует повышению организационно-технического уровня производства;
стимулирует ускорение НТП.
Объектами процедуры сертификации могут быть:
продукция;
услуга;
система управления качеством;
персонал.
В процедуре сертификации участвуют:
заявитель – изготовитель (продавец, исполнитель), обратившийся в орган по сертификации с заявкой о проведении работ по сертификации, а также изготовитель (продавец, исполнитель), принимающий декларацию о соответствии;
орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для проведения работ по сертификации;
независимая испытательная лаборатория – третья сторона – юридическое лицо, проводящее определенные виды испытаний конкретных типов изделия в соответствии с требованиями НТД.
Организация работ по сертификации систем качества (производств) основывается на таких основных общепринятых в практике сертификации принципах, как:
добровольность;
бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации;
объективность оценок;
воспроизводимость результатов оценок;
конфиденциальность;
информативность;
специализация органов по сертификации;
обязательность проверки выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере;
достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям.
Принцип добровольности основывается на том положении, что сертификация систем качества в Регистре осуществляется только по инициативе заявителя и при наличии письменной заявки, если иное не предусмотрено законодательными актами.
К сертификации в Регистре допускаются все организации, подавшие заявку на сертификацию и признающие установленные принципы, требования и правила. Кроме этого, исключается любая дискриминация заявителя и любого участника процесса сертификации, будь то цена, завышенная в сравнении с другими заявителями, неоправданная задержка по срокам, необоснованный отказ в приеме заявки и др.
Объективность оценок обеспечивается, во-первых, независимостью органа по сертификации и привлекаемых им экспертов от заявителей или других организаций, заинтересованных в результатах оценки и сертификации, во-вторых, полнотой состава комиссии экспертов, в-третьих, компетентностью проводящих сертификацию экспертов, аттестованных в Системе сертификации персонала.
Для обеспечения воспроизводимости результатов оценок применяются правила и процедуры проверки, основанные на единых требованиях, оценка проводится на основе фактических данных, результаты оценки документально фиксируются, органом по сертификации создана система учета и хранения документации.
Конфиденциальность всей информации об организации на всех этапах сертификации и по ее результатам, характеризующим состояние системы качества (производства) и соответствие персонала, обеспечивается руководством органа по сертификации как в части штатного, так и привлекаемого к работам по сертификации персонала. К конфиденциальной информации, в частности, относятся:
сведения о технологии и организации производства, перспективных разработках продукции, «ноу–хау», коммерческие данные и сведения, которые могут представлять интерес для конкурентов;
сведения о недостатках организации, несоответствиях, материальных, организационных и технических трудностях, которые могли бы повредить престижу организации, принести ей моральный или материальный ущерб;
сведения об экономических взаиморасчетах между участниками сертификации и др.
Информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну, защищают способами, предусмотренными гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами. В случае, когда продукция (услуга), производимая предприятием, а также условия производства могут угрожать здоровью потребителей и представляют опасность для экологии, принцип конфиденциальности информации не соблюдается.
Информативность достигается ежегодными официальными публикациями Регистра и через периодические издания организаций Госстандарта России о сертифицированных системах качества (производств) или об аннулировании сертификатов. Официальным источником по всем этим вопросам является Реестр сертифицированных систем качества и производств Регистра.
Специализация органов по сертификации систем качества (производств) достигается как областью аккредитации органа, так и наличием в его штате или среди привлекаемого персонала экспертов и консультантов, специализированных в соответствующей сфере деятельности (помимо экспертов по сертификации систем качества).
В случае, когда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к продукции (услуге) предъявлены обязательные требования, устанавливаемые в государственных стандартах или иных документах, при сертификации систем качества (производств) обязательно проверяется способность предприятия обеспечивать соблюдение этих требований.
Достоверность доказательств заявителя о выполнении требований ГОСТ Р ИСО 9001 – ГОСТ Р ИСО 9003 оценивается органом по сертификации систем качества.
Этапы проведения сертификации:
Подача заявителем декларации-заявки на проведение сертификации продукции.
Рассмотрение декларации-заявки и принятие решения о возможности проведения сертификации, том числе выбор схемы проведения сертификации.
Выбор испытательной лаборатории или центра.
Составление программы и методики проведения сертификации данной продукции.
Отбор, идентификация образцов (проб).
Проведение испытаний (экспертизы) продукции для целей сертификации.
Анализ состояния (проверка) производства продукции.
Анализ полученных результатов испытаний, проверки производства и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия и лицензии на право использования Знака соответствия.
Сертификация производства сертифицируемой промышленной продукции или сертификация системы качества заявителя (если это предусмотрено схемой проведения сертификации, в том числе и по желанию заявителя).
Оформление, регистрация сертификата соответствия производства или системы качества и внесение сертифицированного производства или сертифицированной системы качества в Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р.
Выдача заявителю сертификата соответствия на производство сертифицируемой продукции или систему качества.
Оформление, регистрация сертификата соответствия на продукцию и внесение сертифицированной продукции в Государственный реестр Системы сертификации ГОСТ Р.
Выдача заявителю сертификата соответствия и лицензии на право применения Знака соответствия (или маркировку продукции Знаком соответствия).
Проведение инспекционного контроля за стабильностью сертифицированных характеристик (параметров) продукции, сертифицированного производства, сертифицированной системы качества (если это предусмотрено схемой проведения сертификации).
Определены восемь схем проведения сертификации третьей стороной:
1. Испытания образца продукции.
2. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке.
3. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами.
4. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода.
5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка.
6. Только оценка заводского управления качеством.
7. Проверка партий изделий.
8. Стопроцентный контроль.
Документы процесса сертификации системы качества
- Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
- 1 Оценка результативности смк
- 2 Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
- 1. Сертификация
- I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества.
- II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства.
- III. Уведомление о результатах рассмотрения заявки на сертификацию системы качества.
- IV. Программа проверки и оценки системы качества.
- V. Отчет о результатах проверки и оценки системы качества на соответствие требованиям гост р исо 9000...
- VI. Форма регистрации уведомлений
- 2. Система сертификации
- 3. Аккредитация
- 4. Немецкая система аккредитации