logo
Start-up проекты в России

3. Start-up - проекты в России

В первом разделе рассмотрено понятие, история возникновения, сущность, функции и основные принципы стратегического менеджмента.

Во втором разделе раскрыты вопросы start-up - проектов: понятие, история возникновения, стадии развития и финансирование данных проектов.

В третьем разделе анализируются start-up - проекты в России, в частности, в Самаре и выявляются самые успешные из них в России.

Также курсовая работа содержит таблицы и рисунок.

Источниками информации для курсовой работы послужили различные электронные ресурсы, учебники по дисциплине "стратегический менеджмент" и изученный материал по пройденной дисциплине.

1. Стратегический менеджмент: основные теоретические подходы к исследованию

1.1 История возникновения стратегического менеджмента

Рассматривая историю возникновения стратегического менеджмента в первую очередь необходимо обратить внимание на понятие "стратегия", так как, является оно ключевым фрагментом стратегического менеджмента. Слово стратегия берет начало своего развития ещё с древних времен. Термин стратегия происходит от греческого strategia и переводится как искусство или наука быть полководцем. В Древней Греции значение данных людей было очевидным. Полководцы - это военачальники, стоявшие во главе своего войска и имевшие навыки правильного ведения военных действий, навыки дипломатии, с помощью которых достигали поставленных целей. То есть эти люди знали, когда вступать в битву, а когда необходимо вступать в переговоры с политиками, дипломатами, народом. Полководцы являлись стратегами.

Стратегия как наука развивалась не только в Древней Греции, данная наука развивалась и в других странах древних времен. Например, в Древнем Китае существовала книга под названием "Искусство стратегии", написанная в период между 480 и 221 годами до нашей эры. Автор данной книги не был определен тогда, но и в настоящее время этот вопрос остается загадкой для людей, имеющих желание знать автора.

Таким образом, вследствие развития стратегии с древних времен и по сей день можно выразить смысл стратегии, который определяется как норма оптимального поведения организации, компании, фирмы при достижении поставленной цели. Ещё в Древнем Китае стратег и мыслитель Сунь Цзы говорил: "Тот, кто одержал сотни побед в сотнях конфликтов, вряд ли обладает высоким мастерством. Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт".

Определив и разъяснив термин "стратегия" также необходимо поподробнее рассмотреть понятие "стратегический менеджмент" в целом. Для этого следует обратить внимание на этапы развития стратегического менеджмента.

У стратегического менеджмента обычно определяют четыре этапа его развития: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент.

1. Бюджетирование. В период построения огромных корпораций до второй мировой войны в организациях не формировалось специальных отделов по планированию. Руководство компаний систематично составляли планы ведения и развития своего бизнеса. Но оно не было формальным, планирование заключалось в составление и ведение ежегодных финансовых отчетах.

Главным признаком и особенностью подобной системы является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, то есть организация при таких условиях будет являться закрытой системой.

2. Долгосрочное планирование. В период между 1950-х и началом 1960-х годов компании были нацелены на высокие темпы роста рынков и высокая точность прогноза развития национального хозяйства.

С учетом этих данных сформировались условия для развития долгосрочного планирования.

Данный метод ориентирован на долгосрочные прогнозы деятельности компании, который полагается на опыт и исследования, полученные в прошлом в процессе функционирования компании. Во время развития данного этапа перед менеджерами стояла задача определения финансовых проблем, которые препятствовали развитию фирмы. В истории прослеживается, что этот метод использовался во время существования советской экономики.

3. Стратегическое планирование. В конце 1960-х годов фирмы, которые планировали, свое развитие на основе долгосрочного прогнозирования начали терпеть неудачи, так как опираться на опыт, полученный ранее, и на данные, полученные при различных исследованиях в прошлом, было уже не актуально при условиях возрастания международной конкуренции и появление кризисных ситуациях. Для решения данных проблем стало развиваться стратегическое планирование. Оно заключалось в анализе внутренней и внешней сфере организации. Определялись возможности организации, конкурентоспособность организации и её соперников. Следовательно, целью стратегического планирования являлось развитие и совершенствование реакции фирмы на динамику рынка и поведение конкурентов.

4. Стратегический менеджмент. В 1990-м году большая часть корпораций на международной нише начали плавно переходить от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент формирует совокупность стратегических управленческих решений, которые определяют долгосрочное развитие фирмы и конкретные действия, которые помогают быстро реагировать на изменения внешней среды предприятия. В процессе этой деятельности могут меняться или корректироваться цели, методы и направление развития компании в целом.

Развитие стратегического менеджмента также может быть прослежено немного с другой точки зрения. Здесь выделяют не четыре, а пять этапов развития стратегического менеджмента. Они показаны на рисунке 1.

стратегический менеджмент россия

Рисунок 1

Этапы развития стратегического менеджмента

Рассмотрим каждый этап подробно.

I этап. 1960-е годы ХХ века.

1. Восстановление соответствия между долгосрочными целями фирмы внутренней организации и внешней средой.

2. Дано определение стратегия. Установлено соответствие между стратегическими и тактическими целями организации. Описано соответствие и взаимовлияние между стратегией и структурой организации.

3. Стратегия рассматривалась как долгосрочное планирование, которое означало поэтапный процесс формирования стратегии.

4. Выделение стратегического менеджмента в отдельную подсистему менеджмента.

II этап. 1970-е годы ХХ века.

1. Исследование сфокусировано на собственном процессе стратегического менеджмента.

2. Было дано определение стратегического менеджмента. Особый акцент был сделан на исследование предпринимательской природе стратегического менеджмента.

3. Стратегия воспринималась как предпринимательский выбор и поведенческий подход.

4. Перенесение акцента с концепции стратегии на управление стратегическим процессом.

Представителем данного этапа являлся Г. Минцберг.

III этап. Конец 1970-х начало 1980-х годов ХХ века.

1. Рассмотрение и создание сильных рыночных позиций в конкретной отрасли.

2. Введение в понятие "конкурентные преимущества", классификация конкурентных стратегий. Исследование отраслевой конкуренции.

3. Стратегия рассматривается как конкурентная позиция фирмы в отрасли.

4. Были заложены основы для развития стратегического маркетинга и разработаны методы анализа позиции фирмы в отрасли.

Майкл Портер являлся представителем данного периода.

IV этап. Конец 1980-х начало 1990-х годов ХХ века.

1. Признание внутренних организационных способностей фирмы и ее ресурсов основными источниками ее конкурентных преимуществ.

2. Появление ресурсной концепции стратегического менеджмента. Определение роли организационных факторов конкурентоспособности фирмы.

3. Стратегия рассматривается как актуализация внутриорганизационных источников конкурентных преимуществ.

4. Перспективы: были заложены основы системы менеджмента качества TQM и концепции реинжениринга бизнес-процессов.

Представителями были Монтгомери и Тис

V этап. Конец 1990-х годов ХХ века начало XXI века.

1. Основное внимание уделяется исследованию уникальности фирмы.

2. Исследование роли ключевых компетенций фирмы.

3. Стратегия рассматривается как доступной фирме траектория развития.

4. Заложена основа для исследования бизнес-модели организации для формирования проактивного управления и для исследования скорости фирмы реакции на изменения во внешней среде.

Прахалад, Хамел являлись представителями данного этапа.

Стратегический менеджмент включает в себя анализ процесса воплощения в жизнь стратегии, оценку и контроль, что определяет его как действенно ориентированной системой.

На данный момент стратегический менеджмент развивается в двух направлениях:

1. Регулярное стратегическое управление.

Регулярное стратегическое управление в свою очередь состоит из трех фрагментов: анализ, планирование и реализация стратегии. Данное направление руководит стратегическими возможностями организации. Также оно более распространено за счет полноты своей разработки.

2. Стратегическое управление в реальном времени.

Это управление нацелено на решение внезапно появляющихся стратегических задач. В основном, данное направление развивается в тех отраслях, где необходимо проявить быструю и адекватную реакцию на сложившуюся ситуацию. Одновременно организация должна заниматься постоянным анализом, корректировкой и уточнением стратегии и решением по мере поступления различных стратегических задач. На данный момент рассматриваемая система стратегического управления пока что имеет положение на стадии становления.

1.2 Сущность и функции стратегического менеджмента

Для определения сущности и функции стратегического менеджмента необходимо дать определение этого понятия.

Итак, стратегический менеджмент - это постановка перспективных целей развития организации, построение плана реализации поставленных целей, контроль над процессом реализации, а также корректировка или изменение при необходимости данных целей, в соответствие с которыми происходят изменения в плане достижения их.

Для того чтобы понять в чем заключается сущность стратегического менеджмента необходимо ответить на три значительно важных вопроса:

1. В каком положении находится организация на данный момент?

2. В каком положении планирует и желает организация оказаться через один год, пять лет или десять лет?

3. Какими методами и способами организация будет достигать желаемого положения?

Чтобы ответить на первый вопрос нужно определить текущее положение организации на рынке, после чего следует установить направление пути развития организации. При формировании ответа на этот вопрос требуется информация, которая обеспечит процесс принятия стратегических решений в соответствии с данными, полученными ранее с помощью каких-либо анализов и исследований, а также поможет при анализе настоящих и будущих ситуаций.

Для ответа на второй вопрос важно и четко определить цели и стремления организации. В данном вопросе имеется важная особенность стратегического менеджмента. Это его направленность на будущее.

А вот в третьем вопросе стратегического менеджмента нужно выбрать стратегию реализации поставленной цели. На данном этапе возможны изменения и корректировки первых двух вопросов. В ходе реализации данного этапа важны ресурсы, которые имеет организация, система управлении, персонал и организационная структура.

Также существует пять основных подходов к определению сущности стратегического менеджмента:

1. Функциональный подход.

Сторонники данной точки зрения в основу определения ставят плановый характер стратегического планирования и большое внимание выделяют процессу подготовки и реализации стратегии. Соответственно основной функцией стратегического менеджмента считают функцию планирования и прогнозирования.

2. Деятельный подход.

Сторонники этого подхода признают необходимость взаимодействия и реакцию на внешнее влияние и построение внутренних механизмов, позволяющих стабилизировать деятельность предприятия.

3. Позиционный подход.

Представителем этого подхода был Майкл Портер. Он и его сторонники считали и считают, что суть стратегии видно в выборе, отличающихся способов ведения деятельности по сравнению с конкурентами. Основной целью было найти и занять определенную рыночную позицию.

4. Инструментальный подход.

Сторонники этого подхода особое внимание выделяют способам, методам и приемам разработки и реализации стратегии.

5. Целевой подход.

Представители данного подхода основное внимание уделяют направлению или вектору развития предприятия.

Стратегический менеджмент можно отнести к функциям менеджмента в целом, который в свою очередь предполагает разработку и реализацию долгосрочных целей и действий компаний. Для полного понимания, в чем заключаются функции стратегического менеджмента необходимо определить для начала функции менеджмента.

Обычно принято выделять четыре главные функции менеджмента:

1. Планирование

2. Организация

3. Мотивация

4. Контроль

Планирование.

Функция планирования выражается в определение цели организации и способы её достижение вплоть до расписания деятельности каждого сотрудника, который внесет свою лепту в реализацию этой цели.

Организация.

Здесь необходимо структурировать работу предприятия. Это функция должна конкретно распределять обязанности каждого подразделения, цеха, бригады, отдела и т.д. для эффективного достижения цели. Если правильно организовать работу, то это позволит сотрудникам добиться больших успехов.

Мотивация.

Задача данной функции выражается в выполнение поставленных задач перед работниками в рамках определенного плана. Для эффективной работы персонала необходимо удовлетворять потребности работников таким способом, чтобы результаты их работы удовлетворяли руководство.

Контроль.

Данная функция выполняет контроль над деятельностью предприятия в целом с учетом благоприятных и не благоприятных изменениях во внешней и внутренней среде и при возможности предпринимает соответствующие меры.

Рассмотрев функции менеджмента, необходимо теперь рассмотреть функции стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

· определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации

· определение средств достижение этих целей

· сегментация, то есть разделение общей цели на подцели

· разработка соответствующих перспективных планов и программ

Все виды менеджмента взаимосвязаны и по своему важны для компании. Каждому виду характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы. Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.

1.3 Основные принципы стратегического менеджмента

Принципы стратегического менеджмента - это своего рода правила функционирования предприятия для достижения поставленных целей.

1. Единство ориентированности организации. Предприятие, осуществляющее свою деятельность в активно изменяющихся условиях окружающей среды необходимо иметь единство целей, принципов и интересов управления.

2. Научность. На основе применения различных научных анализов, исследований, психологии поведения человека выбирается самый оптимальный способ решения поставленной задачи.

3. Выбор лидирующих движущих сил развития. Данный принцип выделяет перспективы с точки зрения технологии, нормы прибыли, роста, стабильности. С помощью этих показателей определяется стратегический хозяйственный центр и стратегическая зона хозяйствования. Стратегическая зона хозяйствования - это отдельная область окружающей среды, на который предприятие (фирма, организация и т.д.) имеет выход или планирует его получить. Стратегический хозяйственный центр - это отдельный отдел внутри организации, которая отвечает за формирование стратегических целей и позиций предприятия (фирмы, организации и т.д.) в одной зоне хозяйствования или сразу в нескольких.

4. Эффективность и экономичность. Опираясь на ресурсы, которыми располагает организация формируется и реализуется стратегия нацеленная на увеличение прибыли, покрывая тем самым затраты и приобретая высокий доход в плановом периоде.

5. Личные интересы должны соответствовать общим. Интерес каждого работника не должен превышать интерес компании.

6. Выбор оптимального решения с учетом обеспечения реализации целей компании, целесообразного применения потенциала и требований внешней среды.

7. Мотивация персонала. Каждый работник обязан выполнять данную ему работу в соответствие с планом. Руководство в свою очередь должно обеспечить работников всем необходимым в том числе и благоприятную атмосферу, а также предоставление каких-либо льгот для того чтобы работник чувствовал себя нужным для компании, тем самым повышая производительность труда.

8. Разделение труда. Данный принцип ориентируется на работу, которая должна выполняться в большом объеме и с лучшим качеством при тех же условиях. Каждый отдел должен выполнять свою работу и не более того.

9. Корпоративность. Этот принцип ориентируется на гармонию интересов всех работников для эффективного достижения целей компании.

Таким образом, если компания будет следовать вышеизложенным принципам, то она будет достаточно эффективно функционировать. Но предложенные принципы являются лишь основными, как правило, каждая компания данные принципы дополняет своими, что делает организацию более успешной, при условии, что дополненные принципы нацелены на реализацию целей компании.

2. Start-up как стратегия развития бизнеса

2.1 Понятие start-up - проектов

Каждый из нас не раз слышал термин "стартап", но не каждый знает, что этот термин представляет собой. В последнее время данный термин стал очень популярным. Некоторыми людьми он применяется для обозначения практически любого бизнеса, а другими исключительно как описание интернет проектов.

Так что же "стартап" представляет собой?

Стартап - это только что возникшая компания, возможно даже не являющаяся еще юридическим лицом, но находящаяся на этапе развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий.

Нельзя не отметить, что стартап относится не только к области информационных технологий, но и к любой другой сфере рынка.

Существует более современное значение и понятие стратапа - это тот или иной венчурный проект.

Также, из-за того, что в Америке стартапы активнее всего создаются студентами, подобные компании принято называть "гаражными".

С учетом, определения термина "стартап" возникает вопрос: что же требуется для реализации стартапа?

Главным ресурсом для создания нового гениального бизнеса служит хорошая новаторская идея. За свежими и необычными идеями охотятся многие и в большинство случаях приобретая их, не жалеют огромные суммы. Сама идея, пока не имеющая реализации, а лишь существующая на бумаге или на словах, то есть бизнес - план стартапа, может стоить не малых денег, даже внушительных сумм. Но идея должна быть востребована, от этого зависит её успешность. Так или иначе, сама идея может быть новой и необычной, вот только пользы от неё будет минимум без востребованности.

Также успех стартапов зависит от молодости стартаперов, их увлеченность идеей, делом и конечно упорный труд.

По статистике средний возраст стартаперов - двадцать пять лет. В этом возрасте молодые люди амбициозны, целеустремленны, коммуникабельны и являются приверженцами принципа: или всё - или ничего, или пан - или пропал, так как им нужен только успех.

Для реализации стартапа значительно важна хорошая команда. Начинать бизнес одному достаточно тяжело. Необходимо правильно и эффективно разработать стратегию управления и выхода на всевозможные рынки. Также очень важно чтобы каждый участник команды эффективно дополнял другого участника, то есть каждый имел те необходимые навыки и качества, которых нет у других компаньонов. К примеру, идеальная команда будет та, у которой один участник будет хорошо планировать, второй будет отлично налаживать связи, третий будет разрабатывать продукт, а последний реализовывать его.

Также для реализации и развития стартапа важен стратегический менеджмент и успешный бизнес - план. Как и в любом другом бизнесе, необходимо правильно ставить цели, задачи, находить пути их решения. То есть, стратегический менеджмент жизненно необходим в реализации стартапа.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, можно смело отметить, что успешность реализации стартап - проекта зависит от совокупности различных аспектов.

2.2 История возникновения start-up

История возникновения стартапа не менее интересна, чем сам термин.

В 1939 году термин "стартап" появился впервые в США, вблизи города Сан-Франциско, в долине Санта-Кларе штат Калифорния. В этом месте собрались практически все предприятия и фирмы, занимающиеся разработками в сфере высоких технологий.

Дэвид Паккард и Уильям Хьюлетт, являющимися в то время студентами Стэнфордского университета разрабатывали свой небольшой проект. Данную деятельность назвали стартапом. Термин с английского языка переводится, как стартовать, запускать. Со временем этот самый стартап перерос в огромную и успешную компанию, как Хьюлетт-Паккард.

На сегодняшний день стартапами ошибочно называют все интернет проекты, имеющие какую-то "изюминку" отличающую от других проектов. По итогам наблюдения за наиболее удачными зарубежными и отечественными стартапами, в России сложилось ошибочное мнение, что стартап - это проект в IT-сфере. Но данный факт можно понять, те зарубежные и отечественные проекты, которые добились колоссального успеха каждый день у нас на слуху и их называют стартапами. Само собой, всплывет определение в нашем сознание, что стартап - это, все же, проект в IT-сфере. А вот некоторые из этих проектов:

· Социальные сети "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники. ру". Но в данном случае если полагаться на классическое понятие стартапа, где основными присущими чертами являются наличие оригинальной идеи и свободная, ни кем не занятая ранее ниша, то только Facebook может считаться таковым. Два других проекта - это лишь подобие Facebook и успешные лишь в Рунете.

· Википедия - самая большая интернет-энциклопедия. С каждым днем количество статей на данном ресурсе растет, что не представляется возможным даже сосчитать их.

· YouTube - самая крупная база видеороликов.

· Flickr - один из самых популярных сервисов для хранения фотографий.

· Twitter - платформа созданная Джеком Дорси для обмена короткими сообщениями.

Конечно же, существуют другие классические примеры успешных стартапов:

· Microsoft - это ведущая компания по производству проприетарного программного обеспечения для различного рода вычислительной техники. Основателями данной компании являются Билл Гейтс и Пол Аллен.

· Apple Computer inc. - это американская корпорация, основанная Стивом Джобсом и Стивом Возняк. Компания производит персональные и планшетные компьютеры, аудиоплееры, телефоны, программное обеспечение. На 2014 год занимает первое место в мире по рыночной капитализации.

· Google - это американская транснациональная публичная корпорация, инвестирующая в интернет-поиск, в различные интернет-сервисы и рекламные технологии. В первую очередь источником прибыли Google служит реклама через их собственную программу AdWords. Лэрри Пэйдж и Сергей Брин являются основателями Google.

Англоязычный человек понимает "стартап" как нечто большее и вводит в него определение компании, которая соответствует ряду определенных условий. Таким образом, в России ошибочно называют стартапом "сырой продукт", понимая его как результат разработки. Но все же, стартапом принято называть фирму, осуществляющую разработку и выпускающую продукт или предоставляющую услугу.

2.3 Стадии развития srart-up

Для полного понимания, что представляет собой стартап, необходимо рассмотреть стадии развития стартапов.

Начальная стадия - это стадия Pre-startup. Это период от момента зарождения идеи до выхода продукции или услуги на рынок. Начальная стадия включает в себя:

· Стадия стартапа - Pre-seed. На этой стадии есть идея и четкое понимание, что именно надо покупателям, однако еще нет ясного представления, как эту идею эффективнее реализовывать технически и как ее следует продвигать, чтобы она приносила доход, или возможно она есть, но только в самом общем виде.

· Стадия стартапа - Seed. Посевная стадия, на которой исследуется рынок, формируется план стартапа, составляется и выполняется техническое задание, создается и тестируется прототип, идет поиск первых инвесторов и подготовка к запуску проекта.

Следующая стадия это стадия запуска и первоначального периода его работы. Это решающая стадия для любого проекта. В эту стадию входят:

· Рост. На рынке стартап занимает устойчивое положение и уверенно движется к завоеванию ниши, которая была определена на стадии написания бизнес-плана.

· Расширение. Бизнес-план на этой стадии выполнен или близится к выполнению на первичном целевом рынке, и начинает увеличивать свои границы за счет охвата других рынков. Расширять бизнес компания может единолично или с помощью слияния или поглощения других компаний.

И наконец, последняя стадия - это стадия выхода. Под выходом понимается выход из бизнеса частично либо полностью бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, которые ранее принимали участие в финансировании стартапа.

Выход может происходить путем продажи фирмы стратегическим инвесторам, путем размещения на бирже акций компании и путем частных размещений (продажа акций предприятия фондам прямых инвестиций).

Также одним из вариантов "выхода" и стартаперов и инвесторов может быть прекращение бизнеса и банкротство предприятия.

Не обязательно, что каждый успешный стартап проходит все перечисленные стадии. Некоторые из них стартап просто "перепрыгивает" в случае успешного и ускоренного развития стартапа.

Исходя из вышеизложенного материала можно определить, что в развитие стартапа активно участвует стратегический менеджмент, определяя цели, действия и дальнейшие перспективы молодых компаний.

Итак, стартап - это молодой проект, основанный на инновационной идеи или на основе новых технологий и имеющий три стадии развития.

2.4 Финансирование start-up

Конечно же, немаловажную роль в развитии стартапа играют деньги.

На сегодняшний день инвестициями в стартапы занимаются венчурные фонды и бизнес-ангелы.

Венчурные фонды - это инвестиционные фонды, нацеленные на работу с инновационными предприятиями и проектами. Они вкладывают средства в ценные бумаги или доли предприятий с ожидаемой высокой прибылью. Венчурные фонды также вкладывают в молодые и перспективные начинания средства своих вкладчиков, например, деньги страховых компаний, пенсионных фондов, частных лиц и так далее, а также финансируют проекты обладающие высокой или средней долей риска, но при этом с неплохим потенциалом доходности.

Иногда венчурные фонды вкладываются в проекты ещё на раннем этапе, когда существует только бизнес-план, но чаще всего данные фонды предпочитают вкладываться в недавно вышедшие на рынок компании, у которых нет средств для полноценного старта.

Бизнес-ангелы - это индивидуальные инвесторы, которые самостоятельно определяют объект инвестирования и вкладывают в него свои собственные средства. В основном, бизнес-ангелы не вмешиваются в деятельность новых, инвестируемых ими, компаний и не настаивают на срочном возврате вложенных средств. Главная цель бизнес-ангелов заключается в получение прибыли в долгосрочной перспективе, так как, вложения в стартап компании является не основной их деятельностью и не единственным источником доходов.

Для того чтобы найти инвестора есть определенные методы поиска. Одним из самых актуальных методов является "Networking", то есть, активное участие в отраслевых форумах и конференциях, в различных конкурсах для стартапов и мероприятиях по инвестированию венчурными фондами. В подобных мероприятиях очень огромное количество как стартап компаний, имеющих желание получить финансирование, так и потенциальных инвесторов.

Данные мероприятия и конференции предоставляют отличную возможность получить обратную связь, анализ и экспертизу проекта от лидеров рынка, возможно, найдут партнеров и даже кто-то станет их первым клиентом или тестером.

Существуют также биржи для стартапов и организаций, финансирующие стартапы.

Ещё одной возможностью для привлечения инвесторов стартап проектов служит публикация объявлений на определенных форумах и сайтах.

Для получения финансирования реализации проекта необходимо наличие бизнес - плана. Те, кто помогают новым проектам, вкладывая деньги в реализацию стартапа, хотели бы видеть все широты развития и перспектив проекта, в который они вкладываются для определения будущих доходов. Следовательно, лишь имея гениальную идею в голове недостаточно для привлечения инвестиций без наличия бизнес - плана.