logo search
Sotsiologia

14 Pr как вид коммуникации.

Паблик рилейшнз (PR)  в переводе на современный русский язык означает “связи с общественностью” (СО). «РR - это использование ин­формации для влияния на общественное мнение».

 PR-процесс включает в себя определенный набор дейст­вий, направленных на повышение информированности об­щественности об инициаторе, обеспечение на этой основе его лучшей узнаваемости (идентификации) и более пози­тивного восприятия его образа (имиджа). Таким образом:

1. Связи с общественностью - это разновидность общественной или публичной коммуникации. Она отличается от обыденной (межличностной, диалогической, устной) и массовой (неличностной, монологической, печатной  (или другой вид технической реализации).

2.  Объектом воздействия PR является общественное мнение, то есть мнение общественности или, точнее, оп­ределенной ее части (массовой или специализированной аудитории).

3. Конечная цель PR состоит:

а) для инициатора PR-процесса — в достижении же­лаемых изменений в состоянии общественного мнения и, на этой основе, в обеспечении возможно более пози­тивного отношения к себе, то есть к инициатору, опреде­ленной части массовой аудиториии;

б) для объекта PR-воздействия - получение социаль­но значимой информации об инициаторе PR-процесса (его текущей и перспективной деятельности в части, за­трагивающей интересы общественности).

Поскольку потребность в свя­зях с общественностью испытывают самые разные субъ­екты, то в качестве инициаторов могут выступать:

1.  Предприятия, прежде всего производители и реа­лизаторы продукции - товаров и услуг. Указанную разновидность связей с об­щественностью можно обозначить как бизнес-PR.

2.  Органы государственной власти (органы государ­ственного управления - общефедеральные, субъектов фе­дерации и местные). Указанную разновидность связей с общественностью можно обозначить как стэйт-PR (от англ. “state” – государство)

3.  Политические партии, общественные движения (например, профсоюзы). Указанную разновидность свя­зей с общественностью можно обозначить как политиче­ский PR.

4.  Неприбыльные (некоммерческие) организации (например, благотворительные фонды, органы социаль­ной опеки), неформальные объединения (например, эко­логические или религиозные общества). Указанную раз­новидность связей с общественностью можно обозначить как социальный PR.

Некоторые авторы особо выделяют событийный (ситуационный) PR - особый вид связей с общест­венностью, реализуемый субъектами PR в связи с нехарактерным для текущей деятельности субъекта событием или возникновением нестандартной (специфической,  неординарной) ситуации,  так или иначе затрагивающей интересы субъекта. Характерными примерами данной разновидности связей с общественностью являются так назы­ваемые кризисные и посткризисные PR.

Современная система интегрированных маркетин­говых коммуникаций включает шесть самостоятель­ных инструментов воздействия на потребителя. К ним относятся персональная продажа (личная продажа), реклама, связи с общественностью (PR), стимулирова­ние сбыта (стимулирование продаж), прямой марке­тинг (директ-маркетинг, или DM), а также информа­ция в торговой точке (точке оказания услуг) и на упа­ковке продукции (POS).

Связи с общественностью предполагают совершение целого комплекса действий, направленных либо на улуч­шение узнаваемости образа производителя или продавца продукции, либо на повышение его престижа в глазах общественного мнения. Здесь имеется в виду та часть об­щества, которая в данный момент безразлична к продви­гаемой продукции или настроена по отношению к ней отрицательно.

Обычно общественность целенаправленно информиру­ется через СМИ. Сравнительно небольшая часть общественности может информироваться в ходе некоторых специальных мероприятий (например, презентаций), а также по­средством новейших средств коммуникации (таких, в ча­стности, как Интернет).

В конечном счете PR нацелены на создание возможно более позитивного отношения к инициатору PR-усилий как можно большего числа людей. Это, в свою очередь, су­щественно повышает шансы на успешную реализацию продукции именно в силу позитивного отношения к ней общественности в целом (не только покупателей).

В большинстве случаев для продвижения продукции в России сегодня используются реклама, директ-маркетинг и информация в точке продажи и на упаковке. Соот­ветственно в меньшей степени оказываются задействова­ны возможности связей с общественности: создается впечат­ление, что потенциал связей с общественностью в деловой сфере и по сей день остается недооцененным. Объясняется это, видимо, тремя следующими обстоятельствами:

1) относительная малоизученность связей с обществен­ностью (по сравнению с той же рекламой), их технологиче­ская сложность (скажем, в сравнении с информированием потребителей через точки продажи и упаковку) и возника­ющее на этой почве недоверие к их эффективности;

2) отсутствие ярко выраженной связи между предпри­нимаемыми инициатором PR-усилиями и их конечным результатом, проблематичность их адекватной и объек­тивной оценки, поскольку, в отличие от директ-маркетинга, связи с общественностью «срабатывают» через от­носительно протяженный промежуток времени;

3) непрямой характер осуществления коммуникации между инициатором (коммуникантом) и общественным мнением (аудиторией), требую­щий,  с  одной  стороны,  отыскания  соответствующих средств и приемов информационного воздействия, а с дру­гой - привлечения к PR-процессу партнеров-посредников.