31 Средства массовой коммуникации и концепции массового общества.
средства массовой коммуникации включают в себя любой институт, социально образование, группу, средство которые распространяют информацию.
|
Функциями средств массовой коммуникации являются: социальная ориентировка, социальная идентификация индивидов, контакт с другими людьми, группами людей, самоутверждение, эмоциональная разрядка. Помимо этих социально-психологических функций, средства массовой коммуникации, по мнению французских исследователей А. Катля и А. Каде, выполняют в обществе функции антенны, усилителя, призмы и эхо. Наиболее распространенными методами исследования массовой коммуникации являются анализ текстов (контент-анализ), пропагандистский анализ, слухов, наблюдения и опросы (интервью, анкеты, тесты, эксперименты). Средства массовой коммуникации могут не создавать информационных поводов, а являться только их эхом, репродуктором сообщений. К таким репродукторам можно отнести слухи, обсуждение недавно сказанного политиком, различные интернет порталы, которые собирают новости из различных информационных агентств. Учебные заведения также можно отнести к репродуктивным средствам массовой коммуникации. Они имеют свою программу, штат сотрудников, постоянную аудиторию, но при этом не являются СМИ, а выполняют функцию передачи информации новым поколениям.
Согласно концепции массового общества, для современного общества характерны следующие черты: (1) сходство между собой большинства индивидов, их недифференцированность, равенство и отсутствие индивидуальности; (2) рутинность и отчужденность труда; (3) утрата религией своего влияния, отсутствие глубоких и значимых моральных ценностей и, вместе с тем, склонность масс к идеологическому фанатизму; (4) слабость и вторичность связей между индивидами и незначительная роль уз родства; (5) политическая апатия масс и их подверженность манипулированию со стороны диктатур и бюрократий; (6) превращение культуры — искусства, литературы, философии и науки — в массовую, то есть низкопробную культуру. Авторы, описывающие общество с такой точки зрения, используют понятие «массовое общество» в уничижительном смысле и обычно связывают социальные беды с капитализмом или индустриализацией. Однако собственно теория массового общества развивалась в период с 1920 по 1960 гг. в трех основных направлениях. (1) В Англии ряд авторов, в особенности литературные критики, такие, как Т.С.Элиот и Ф.Р.Ливис, сосредоточивали свое внимание на утрате высокого качества литературы и культуры в целом, а также на исчезновении культурной публики. Это была по существу консервативная реакция накапиталистическое общество, разделяемая рядом социологов, в частности К. Маннгеймом. (2) Представители Франкфуртской школы, особенно после их бегства из гитлеровской Германии в США, анализировали скорее политические, а не культурные аспекты массового общества. Они утверждали, что капитализм, порождая массовое общество, создает условия для политической манипуляции массами, осуществляемой правящими элитами. Идеи франкфуртцев представляли собой социалистическую реакцию на социальные и международные проблемы, существовавшие в период между двумя мировыми войнами. (3) Некоторые американские авторы использовали понятие массового общества в более позитивном ключе. Согласно Э. Шилзу (Shils, 1962), например, «массы» в таком обществе втягиваются в политическое участие, что делает более затруднительным проведение элитистской политики. Теория массового общества оказала влияние на некоторые ранние работы в области изучения массовой коммуникации, в частности, на исследования представителей Франкфуртской школы, в рамках которых аудитория рассматривалась как относительно недифференцированная и легко поддающаяся воздействию сообщений (или манипуляции с их помощью). Однако в настоящее время понятие массового общества не играет в социологии какую-либо влиятельную роль. Во-первых, современное общество не рассматривается в качестве недифференцированной массы; считается, что оно состоит из ряда конкурирующих групп. Во-вторых, элита не манипулирует подчиненными классами, вполне способными на активное несогласие. В-третьих, нет оснований говорить о распаде семейных и общинных связей.
- 1Социология коммуникации как отрасль социологии.
- 2 Истоки изучение социальных коммуникаций.
- 3 Системность коммуникации. Виды коммуникативных систем.
- 4 Уровни коммуникативных систем.
- 5 Виды и типы коммуникации.
- 6 Межкультурная коммуникация.
- 7 Модели коммуникации.
- 8 Знаки и символы в коммуникации.
- 9 Процесс коммуникации: понятие и структурные компоненты.
- 10 Сми как институт коммуникации.
- 11 Коммуникативная личность.
- 12 Организационные коммуникации.
- 13 Массовые коммуникации.
- 14 Pr как вид коммуникации.
- 15 Рекламные коммуникации.
- 16 Маркетинговые коммуникации.
- 17 Коммуникация в кризисных и конфликтных ситуациях.
- 18 Гендерный аспект в коммуникации.
- 19 Информационные войны.
- 20 Манипулятивные технологии в мк.
- 21 Деловая коммуникация.
- 22 Коммуникативное пространство и его организация.
- 23 Глобализация коммуникативных процессов.
- 24 Коммуникационное взаимодействие в России.
- 25 Политические коммуникации в современном обществе.
- 26 Семиотические состояния социологии коммуникации.
- 27 Аудитория и коммуникация.
- 28 Социологические доминанты социологии.
- 29 Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах.
- 30 Эффективность коммуникации.
- 31 Средства массовой коммуникации и концепции массового общества.
- 32 Проблемы свободы слова и информации в массовой коммуникации. Ответственность за представляемую информацию.
- 33 Имидж в массовой коммуникации.
- 34 Массовое сознание и его роль в деятельности массовых коммуникаций.
- 35 Методы исследования коммуникации в социологии.