13 Массовые коммуникации.
Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Первым в истории средством массовой информации стала печать. Её задачи менялись с течением времени. Так, в XYI-XYII вв. господствовала авторитарная теория печати, в XYII в. – теория свободной печати, в XIX в. возникла теория пролетарской печати, а в середине ХХ в. появилась теория социально-ответственной печати. Газета менее оперативна, чтение газеты требует определенных интеллектуальных усилий. Но ее преимущество в том, что газету можно читать практически везде. Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства – массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи – средств массовой коммуникации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в ХХ в. привело к изменению мировосприятия, трансформации, “дегуманизации” культуры, формированию нового виртуального мира общения. В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:
Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.
Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг.).
Г.Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формировании сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство. По мнению Г.Маклюэна, телевидение - это не труба, по которой можно передавать все, что угодно. При передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а передает сообщению свои свойства. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к данному результату. В результате телевидение активно влияет на пространственно-временную организацию восприятия информации. Деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами.
Современная эпоха, по мнению Г.Маклюэна, начинается с появления электричества. С помощью средств массовой коммуникации электричество мгновенно связывает людей до образования глобального пространства, где все оказывается взаимосвязанным. Любой участник общения имеет возможность связываться с неограниченным числом реципиентов. Средства массовой коммуникации начинают выполнять функции идеологического, политического влияния, организации, информирования, просвещения, развлечения, поддержания социальной общности.
Функции средств массовой коммуникации: социальной ориентировки, социальной идентификации, контакта с другими людьми, самоутверждения, утилитарная, эмоциональной разрядки. Помимо этих социально-психологических функций, СМК, по мнению французских исследователей А.Катля и А.Каде, выполняют в обществе функции антенны, усилителя, призмы и эхо.
Среди методов исследований массовой коммуникации выделяется анализ текстов (с использованием контент-анализа), пропагандистский анализ, анализ слухов, наблюдения, опросы (анкеты, интервью, тесты, эксперименты). Контент-анализ (анализ содержания) – один из методов изучения документов (текстов, видео- и аудио-материалов). Процедура контент-анализа предусматривает подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных единиц исследуемого текста. Полученные в результате количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе и скрытом содержании текста. С помощью данного метода можно исследовать социальные установки аудитории средств массовой коммуникации.
- 1Социология коммуникации как отрасль социологии.
- 2 Истоки изучение социальных коммуникаций.
- 3 Системность коммуникации. Виды коммуникативных систем.
- 4 Уровни коммуникативных систем.
- 5 Виды и типы коммуникации.
- 6 Межкультурная коммуникация.
- 7 Модели коммуникации.
- 8 Знаки и символы в коммуникации.
- 9 Процесс коммуникации: понятие и структурные компоненты.
- 10 Сми как институт коммуникации.
- 11 Коммуникативная личность.
- 12 Организационные коммуникации.
- 13 Массовые коммуникации.
- 14 Pr как вид коммуникации.
- 15 Рекламные коммуникации.
- 16 Маркетинговые коммуникации.
- 17 Коммуникация в кризисных и конфликтных ситуациях.
- 18 Гендерный аспект в коммуникации.
- 19 Информационные войны.
- 20 Манипулятивные технологии в мк.
- 21 Деловая коммуникация.
- 22 Коммуникативное пространство и его организация.
- 23 Глобализация коммуникативных процессов.
- 24 Коммуникационное взаимодействие в России.
- 25 Политические коммуникации в современном обществе.
- 26 Семиотические состояния социологии коммуникации.
- 27 Аудитория и коммуникация.
- 28 Социологические доминанты социологии.
- 29 Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах.
- 30 Эффективность коммуникации.
- 31 Средства массовой коммуникации и концепции массового общества.
- 32 Проблемы свободы слова и информации в массовой коммуникации. Ответственность за представляемую информацию.
- 33 Имидж в массовой коммуникации.
- 34 Массовое сознание и его роль в деятельности массовых коммуникаций.
- 35 Методы исследования коммуникации в социологии.