logo search
Чуйкин

Предисловие

Проблемы переходной экономики включают ее структурную перестройку и социальную ориентацию, преобразование всего комплекса отношений собственности и привлечение инвестиций для формирования современного производственного аппарата, интеграцию отечественной экономики в систему мирохозяйственных связей. Однако первая и наиболее сложная проблема - это формирование качественно новой системы управления.

Такая система должна соответствовать имеющимся условиям, обеспечивать решение как текущих, так и перспективных задач. Необходимо учитывать и международный опыт по формированию и совершенствованию системы управления, ее кадровому обеспечению.

В экономически развитых странах подготовка дипломированных специалистов-менеджеров - одно из наиболее мощных направлений высшего образования. Особенно это характерно для США. Здесь каждый четвертый из всех магистров, подготавливаемых в университетах, специализируется в области делового администрирования.

В России также увеличивается число образовательных центров, осуществляющих подготовку менеджеров. Растущий спрос в этой сфере привел к тому, что наряду с государственными университетами, институтами появилось большое число частных бизнес-школ. Многие управленцы-практики занимаются самообразованием в области менеджмента.

Значительная аудитория изучающих проблемы управления обусловила большой и пока не удовлетворенный спрос на соответствующую литературу. В первую очередь речь идет не о научных монографиях, рассчитанных на узкий круг специалистов, а об учебной литературе.

Для восполнения имеющегося пробела в последние годы у нас были изданы переводы ряда монографий зарубежных авторов. Здесь следует назвать фундаментальный труд М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури “Основы менеджмента” (М., “Дело”, 1992 г.). Можно также отметить монографии Дж. К. Грейсона, К. О‘Делла “ Американский менеджмент на пороге XXI века” (М., “Экономика”, 1991 г.); Б. Карлофа “Деловая стратегия” (М., “Экономика”, 1991. г); Р. Уотермена “Фактор обновления” (М., “Прогресс”, 1988 г.) и ряд других. Появились первые учебники по менеджменту отечественных авторов, в частности, И.Н. Герчиковой, О.С. Виханского и А.И. Наумова.

Изучение этих и других публикаций, часто объемных, сложных по содержанию, довольно дорогих и не всегда доступных даже при больших тиражах, является трудной задачей. Затруднения возникают уже при самом первом обращении к проблемам современного менеджмента, имеющего развитые структуру и категориальный аппарат. Новые проблемы возникают при интеграции материала, рассредоточенного в различных публикациях, в единую систему.

Решению этой задачи и должно способствовать данное пособие. Оно написано с учетом требований Государственного образовательного стандарта по направлению “Менеджмент”.

В соответствии со стандартом в процессе подготовки будущих управленцев изучается и ряд специальных курсов по менеджменту, в частности - финансовый, стратегический, инновационный менеджмент. Однако основу такой подготовки составляет курс “Менеджмент”.

Основная цельпособия - рассмотрение общей логики изучаемого курса, взаимосвязей основных тем, а не детальное изложение конкретных вопросов. В пособии изложен, конечно, не “весь менеджмент” и даже не все содержание учебного курса, а лишь его основы. Это нашло свое отражение в структуре пособия, определило его название.

Первый раздел- “Основы организации менеджмента”, включает характеристику таких основных понятий курса, как организации и менеджмент. Рассматриваются этапы становления современного менеджмента, анализируются внутренние переменные и внешняя среда организации, ее основные хозяйственно-правовые формы.

Во втором разделеизучается система основных функций управления - разработка и реализация стратегических планов, организация, мотивация и контроль.

Третий разделвключает анализ управления группой, руководства и лидерства, управления конфликтами и рассмотрения коммуникации в организации.

В пособии приводится перечень основных публикаций по проблемам менеджмента, которые могут быть использованы при углубленном изучении конкретных вопросов.