Стили лидерства (по п. Херси и к. Бланшару)
Степень зрелости исполнителей | Стиль лидерства | Основные черты стиля |
Очень низкая - не хотят и не могут принять ответственность | Указания
| Высокая ориентация на задачу и низкая - на отношения |
Низкая - хотят, но не могут принять ответственность | Продажа
| Высокая ориентация на задачу и отношения |
Средняя - могут, но не хотят принять ответственность | Участие
| Высокая ориентация на отношения и низкая - на задачу |
Высокая - могут и хотят принять ответственность | Делегирование | Низкая ориентация на задачу и отношения |
При очень низкойстепени зрелости исполнители не знают, как выполнить работу. Они не хотят и не могут принимать ответственность. Для выполнения работы руководитель вынужден “давать указания” - детально регламентировать задание, осуществлять постоянное руководство, обеспечивать строгий контроль. Ясно, что при этом трудно уделять много внимания установлению и поддержанию отношений с подчиненными.
Желаниеисполнителейпринять ответственностьпри их сравнительнонизкой квалификациитребует от руководителя и создания условий для выполнения заданий, и мотивации, и внимания к подчиненным. “В обмен” они активно работают над выполнением задания.
Достаточно высокаяквалификация исполнителей позволяет руководителю не детализировать задачу. Однако исполнители имеют достаточно высокую самооценку и требуют внимания. Руководителю целесообразно привлечь исполнителей к принятию решений.
Исполнители имеют очень высокуюквалификацию - они могут и хотят взять ответственность за принятие решения и его выполнение. Задача руководителя сводится лишь к делегированию полномочий и контролю конечного результата.
В. Врум и Ф. Йеттон выделяют - в зависимости от участия подчиненных в принятии решений - три стиля руководства: автократичный, консультативный и коллегиальный.
При автократичномстиле руководитель принимает решение, используя имеющуюся у него информацию, опираясь на свой опыт (A1) либо получая информацию от подчиненных (A2).
Консультативныйстиль предполагает индивидуальные (C1) или групповые (C2) консультации с подчиненными. Руководитель самостоятельно принимает решение, которое отражает или не отражает результаты консультаций.
Коллегиальныйстиль (K) предполагает, что группа обсуждает проблему и выбирает способ решения.
Выбор стиля руководства определяется ситуацией. Ее основные характеристики связаны с принятием решения и могут быть объединены в три группы.
1. Условия решения проблемы включают критерий выбора способа решения проблемы, степень структурированности задачи, поставленной перед исполнителем, и наличие у руководителя информации и опыта для качественного решения проблемы.
2. Отношение исполнителей к решению проблемы включает значимость причастности подчиненных к принятию решения для достижения цели и степень мотивации подчиненных в достижении цели организации.
3. Отношения между руководителем и исполнителем, включая отношение подчиненных к автократическим решениям и вероятность конфликта при принятии определенного решения.
Например, если нет четких критериев выбора оптимального решения и участие подчиненных в принятии решения не повысит эффективности выполнения принятого решения, то наиболее эффективным будет автократический стиль. Этот же стиль можно использовать, если руководитель располагает критериями и необходимой информацией, а участие подчиненных в принятии решения не повысит эффективности его выполнения. Коллегиальный стиль эффективен, когда отсутствуют надежные критерии выбора решения, нет уверенности в поддержке авторитарного решения и участие подчиненных в принятии решения повысит эффективность его выполнения.
Ситуационныйподход включает ряд положений из поведенческого подхода (например, рассмотрение ориентации на отношения или задачу, анализ структурированности задачи и участие исполнителей в принятии решений). В то же время здесь рассматривается более широкий круг факторов, влияющих на выбор стиля лидерства, в частности, характеризующих конкретную ситуацию. Однако, несмотря на большое число подходов и моделей, эффективное лидерство, эффективный лидер - явление сравнительно редкое. Это обусловлено, в частности, необходимостью широкого применения качественных оценок различных факторов, влияющих на выбор определенного стиля. Достаточно ли у руководителя опыта для принятия качественного решения, структурирована ли задача, высока ли вероятность конфликта при выборе данного варианта решения, получит ли поддержку у подчиненных автократическое решение руководителя, являются ли отношения руководителя с подчиненными хорошими? Ответы на эти и многие другие вопросы определяют эффективность руководства, успех руководителя. Опора на науку помогает найти эффективные ответы. Однако руководство в значительной мере является и искусством.
- Калининградский государственный университет
- Анатолий Михайлович Чуйкин основы менеджмента
- 236041, Г. Калининград обл., ул. А. Невского, 14.
- Раздел I. Основы организации менеджмента .................................................................... 6
- Раздел II. Функции менеджмента .................................................................................... 36
- Раздел III. Руководство и лидерство в системе менеджмента ........................................ 62
- Предисловие
- Раздел I. Основы организации менеджмента
- 1.1. Организации и менеджмент
- 1.2. Основные этапы становления современного менеджмента
- 1.3. Внутренние переменные организации
- Система целей организации
- 1.4. Внешняя среда организации
- 1.5. Организационно-правовые формы организации
- Раздел 2. Функции менеджмента
- 2.1. Общая характеристика функций менеджмента
- 2.2. Планирование
- 2.3. Организация
- Сравнение характеристик бюрократической структуры
- 2.4. Мотивация
- 2.5. Контроль
- Раздел 3. Руководство и лидерство в системе менеджмента
- 3.1. Управление группой
- 3.2. Руководство, полномочия и власть
- Основные формы власти
- 3.3. Лидерство
- Стили лидерства (по п. Херси и к. Бланшару)
- 3.4. Управление конфликтами
- Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов
- 3.5. Коммуникации в менеджменте
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная литература