3.4. Управление конфликтами
Общая характеристика конфликта.
Управление конфликтами.
Организационное развитие.
Общая характеристика конфликта
Конфликт - это несогласие сторон, которые могут быть представлены индивидами и(или) группами людей.
В процессе конфликта одна сторона пытается отстаивать свою точку зрения, свои позиции и мешает это делать другой стороне.
Всегда ли наличие конфликта оказывает негативное воздействие на организацию? Как наличие и значение конфликта можно оценить с позиций различных школ в управлении (научного или административного управления, “человеческих отношений”)? Хорошо ли, когда в организации “одномыслие”? Какие приемы, способы допустимы для отстаивания своей точки зрения? Могут ли в развивающейся организации, открытой системе отсутствовать конфликты? На эти и другие вопросы руководитель, лидер должен своевременно находить эффективные ответы.
В развитии отношения к конфликтам можно выделить три этапа.
1. Существование конфликтов. Общая оценка конфликта как исключительно негативного явления, крайне нежелательного в организации. В хорошей организации конфликтов не должно быть. Отсутствие конфликтов - один из критериев оценки качества организации. Ф. Тейлор и М. Вебер видели в конфликтах разрушительные свойства и обосновывали меры для “полного устранения конфликтов”.
2. Возможность устраненияконфликтов. На этом этапе признавалось, что конфликты в организации неизбежны, так как имеют объективные причины. Невозможно раз и навсегда устранить все конфликты. Однако возможно и необходимо стремиться к устранению или ослаблению разрушительных последствий конфликта.
3. Анализ качества и последствийконфликта. Принципиально новой здесь является оценка конфликта, который не обязательно является негативным явлением. Бесконфликтное развитие не только невозможно, но и нежелательно, так как не позволяет выявить и использовать все возможности организации.
Важными характеристиками конфликтов являются их причины, объекты, уровнисторон конфликта, а такжехарактер последствийконфликтов. Схема основных характеристик конфликтов приведена на рис. 20.
Конфликты
Субъекты Объекты Причины
Индивид - индивид Ресурсы Взаимосвязь задач
(межличностный)
Индивид - группа Решения Различия в целях
Группа - группа Результаты Различия в
представлениях
Внутриличностный Рабочее место Различия в поведении
Внутригрупповой Неудовлетворительные
коммуникации
Внутриорганиза-
ционный
Рис. 20. Классификация конфликтов
Внутриличностныйконфликт занимает в этой классификации особое место, поскольку здесь отсутствуют другие субъекты. Такой конфликт может возникать в силу противоречий различных ролей менеджера, выполняемых им функций, содержания его труда, мотивации и психологического микроклимата в коллективе. Например, работник заинтересован в увеличении заработной платы, охране труда, выплате социальных пособий. Если он является и акционером, то стремится к росту прибыли, дивидендов, стоимости акции, в том числе и за счет снижения текущих расходов.
В межличностныхконфликтах стороны могут быть представлены двумя индивидуумами либо группой и индивидом, либо двумя подгруппами одной группы (внутригрупповой).
Наиболее масштабными являются внутриорганизационныеконфликты. Их частным случаем может стать конфликт, где стороны представлены двумя группами данной организации.
По характеру последствий конфликта, его воздействию на эффективность деятельности организации различают функциональные (конструктивные) и дисфункциональные последствия.
Функциональнымиявляются последствия разрешения конфликта, приводящие к повышению эффективности деятельности организации.
Дисфункциональныепоследствия конфликта оказывают негативное (дисфункциональное) воздействие на организацию. Такие последствия могут выражаться в снижении степени удовлетворенности работой, ухудшении отношений внутри групп и между группами.
Таблица 5
- Калининградский государственный университет
- Анатолий Михайлович Чуйкин основы менеджмента
- 236041, Г. Калининград обл., ул. А. Невского, 14.
- Раздел I. Основы организации менеджмента .................................................................... 6
- Раздел II. Функции менеджмента .................................................................................... 36
- Раздел III. Руководство и лидерство в системе менеджмента ........................................ 62
- Предисловие
- Раздел I. Основы организации менеджмента
- 1.1. Организации и менеджмент
- 1.2. Основные этапы становления современного менеджмента
- 1.3. Внутренние переменные организации
- Система целей организации
- 1.4. Внешняя среда организации
- 1.5. Организационно-правовые формы организации
- Раздел 2. Функции менеджмента
- 2.1. Общая характеристика функций менеджмента
- 2.2. Планирование
- 2.3. Организация
- Сравнение характеристик бюрократической структуры
- 2.4. Мотивация
- 2.5. Контроль
- Раздел 3. Руководство и лидерство в системе менеджмента
- 3.1. Управление группой
- 3.2. Руководство, полномочия и власть
- Основные формы власти
- 3.3. Лидерство
- Стили лидерства (по п. Херси и к. Бланшару)
- 3.4. Управление конфликтами
- Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов
- 3.5. Коммуникации в менеджменте
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная литература