Система целей организации
Критерий классификации | Цель |
1. Характер организации: коммерческая
некоммерческая (государственные органы, больницы и т.д.) |
Получение прибыли, доля рынка, объем продаж
Снижение затрат, увеличение числа получателей услуг |
2. Уровень организации: организация как единая система
подразделение
отдельные группы |
Цели организации
Цели подразделений
Цели групп |
3. Характер сферы деятельности: производство
маркетинг
финансы |
Повышение производительности, качества, освоение новых моделей
Анализ рынков, продвижения товаров
Рентабельность |
Структура организации
Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение цели организации.
Функциональная область - это перечень работ, выполняемых определенным подразделением организации. Это понятие связано с категорией “функция управления”, но не тождественно ему. Например, в выполнении такой функции, как планирование принимают участие и плановый отдел, и другие подразделения организации, в частности, линейные руководители производственных подразделений.
Формирование структуры организации осуществляется на основе горизонтального и вертикального разделения труда.
Горизонтальноеразделение труда- это разделение труда между специалистами, способными более эффективно выполнить данную работу. Горизонтальное разделение присуще как производственной, так и управленческой деятельности. В крупных организациях специалистов одного профиля объединяют в группы, создают соответствующие подразделения (например, диспетчерское бюро, финансовое управление, отдел маркетинга, группа аналитиков и т.д.).
Вертикальное разделение труда включает разделение двух уровней. На первом уровне происходит отделение работы по непосредственному выполнению производственных заданий от работы по координации такой деятельности. На втором уровне на основе преднамеренного вертикального разделения труда формируется иерархия управленческих уровней.
Важнейшими характеристиками иерархической структуры являются:
- подчиненность - кому и скольких подчиненных;
- сфера контроля - т.е. число лиц, подчиненных одному руководителю;
- объём управления - определяется сферой контроля и уровнем подчиненных.
При узкой сфере контроля руководитель имеет немного подчиненных и организация при прочих сопоставимых характеристиках имеет больше уровней управления, чем при широкой сфере контроля. Таким образом, существует обратная зависимость между числом подчиненных и числом уровней управления.
Сфера контроля зависит от уровня управления, функциональной области, размера организации. Совершенствование организации проявляется в первую очередь в стремлении все более четко определить содержание компетенции на каждом уровне. Отсюда - необходимость контроляикоординациичерез выработку заданий и сбор информации об их выполнении.
Задачи организации
Задача - это работа или ее часть, которая должна быть выполнена способом и в сроки, определенные в плане.
Должностные обязанностивключают решение ряда задач, выполнение совокупности работ.
Задачи
Работа с людьми Работа с предприятиями Работа с информацией
Рис. 4. Классификации задач по объекту
По повторяемости различают неповторяющиеся, эпизодически повторяющиеся, постоянно повторяющиеся, однообразные задачи.
По мере углубления разделения труда происходит рост многообразия решаемых задач, повышение уровня сложности, усиление их взаимосвязи.
Технологии
Технология- это способ преобразования исходных ресурсов в готовые продукты и услуги, информацию.
Технологии
Оборудование, Квалификация, Знания, Инфраструктура
информация навыки информация
Рис. 5. Схема основных элементов технологий
Основными этапами развития технологий являются:
1. Стандартизацияимеханизация. Здесь ключевую роль играет обеспечение соответствия изделия, его частей определенному эталону, стандарту, что дает возможность взаимозаменять их при сборке или ремонте. Стандартизация создает условия для углубления специализации, применения оборудования для массового производства.
2. Конвейерныесборные линии(вначале перемещение работников, потом изделия). Узкая специализация работников, снижение требований к их квалификации. Однако возросла монотонность работы, что привело к снижению производительности.
3. Предметно-замкнутые участки. Результатом деятельности является готовое изделие или узел. Смена рабочих мест для ослабления негативного влияния монотонности, обогащения содержания труда.
Классификация технологий:
а) по Вудворд - единичные (мелкосерийные); массовые и непрерывные.
б) по Томпсону - многозвенные (сборка); посреднические (купля-продажа); интенсивные (редактирование текста, монтаж фильма).
Эти классификации взаимосвязаны. Так, многозвенные технологии характерны для крупносерийного и массового производства, интенсивные- для индивидуального (единичного). Посреднические технологии учитывают требования потребителей, но предполагают определенный минимум стандартизации. Классификация по Вудворд больше подходит для промышленных предприятий, а по Томпсону - для непроизводственной сферы.
Люди
Организация- это прежде всего группа людей. В данном случае анализируется поведениелюдей в процессе функционирования организации:
- поведение отдельных членов организации;
- поведение людей в группах;
- поведение руководителя;
- поведение лидера и его влияние на поведение других людей.
Индивидуальные Внешняя среда
характеристики индивида
1. Способности Индивидуальное 1. Группы
2. Предрасположен- поведение 2. Нормы
ность 3. Ценности
3. Потребности 4. Установки
4. Ожидания 5. Лидеры
5. Восприятие
6. Отношения
7. Ценности
Рис. 6. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение
В процессе взаимодействия работника и его внешней среды формируется шаблон поведения. Задача организации - создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения ее членов, стимулировали формирование необходимых качеств.
Рабочая среда - это совокупность внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации.
Важнейшими элементами рабочей среды являются группы и лидерство.
Спонтанно возникшие или организованные группыхарактеризуются разделяемыми членами установками, ценностями и ожиданиями относительно нормы поведения. По влиянию на цели организации различают нормы, помогающие и мешающие достижению этих целей.
Лидерство - это средство, позволяющее руководителю влиять на поведение и действия людей.
Эффективность влияния зависит от:
а) характеристик руководителя как лидера (его ценностей, взглядов, отношения к подчиненным, самооценки, личности);
б) характеристик работников;
в) ситуации.
- Калининградский государственный университет
- Анатолий Михайлович Чуйкин основы менеджмента
- 236041, Г. Калининград обл., ул. А. Невского, 14.
- Раздел I. Основы организации менеджмента .................................................................... 6
- Раздел II. Функции менеджмента .................................................................................... 36
- Раздел III. Руководство и лидерство в системе менеджмента ........................................ 62
- Предисловие
- Раздел I. Основы организации менеджмента
- 1.1. Организации и менеджмент
- 1.2. Основные этапы становления современного менеджмента
- 1.3. Внутренние переменные организации
- Система целей организации
- 1.4. Внешняя среда организации
- 1.5. Организационно-правовые формы организации
- Раздел 2. Функции менеджмента
- 2.1. Общая характеристика функций менеджмента
- 2.2. Планирование
- 2.3. Организация
- Сравнение характеристик бюрократической структуры
- 2.4. Мотивация
- 2.5. Контроль
- Раздел 3. Руководство и лидерство в системе менеджмента
- 3.1. Управление группой
- 3.2. Руководство, полномочия и власть
- Основные формы власти
- 3.3. Лидерство
- Стили лидерства (по п. Херси и к. Бланшару)
- 3.4. Управление конфликтами
- Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов
- 3.5. Коммуникации в менеджменте
- Список рекомендуемой литературы Основная
- Дополнительная литература