11.4. Оценка персонала предприятия торговли
Оценка трудовой активности персонала представляет собой процесс определения вклада работника или группы в достижение целей организации. В результате оценки руководство получает информацию, необходимую для принятия управленческих решений, и корректирует поведение работников в направлении оптимизации функционирования трудового коллектива. С помощью оценки персонала решается комплекс организационных, административных, мотивационных и стимулирующих задач.
Организационные задачи связаны с обеспечением потребности организации в персонале, внутренними перемещениями работников, распределением и перераспределением функций, осуществлением структурных преобразований, обучением, развитием, переподготовкой, повышением квалификации кадров.
Административные задачи предусматривают корректировку и формирование трудового поведения работника в соответствии с действующими регламентами, использование методов дисциплинарного воздействия.
Мотивационные задачи предполагают формирование мотивационной направленности персонала в процессе его адаптации к требованиям организации, корректировку действий администрации с учетом удовлетворенности персонала теми или иными аспектами труда на предприятии.
Стимулирующие задачи включают в себя комплекс решений, обеспечивающих соответствие вклада работника в результативность деятельности предприятия вознаграждению. Сам факт оценки как средство позиционирования работника в трудовом коллективе является одним из наиболее сильных стимулов трудового поведения работника.
В оценку деятельности персонала входят следующие элементы:
– субъект оценки – специалист или группа специалистов, производящих оценку;
– объект оценки – работник или группа работников, деятельность которых оценивается;
– предмет оценки – аспект деятельности работника или группы, подлежащий оценке;
– критерии оценки – признак, отобранный для проведения оценки;
– показатели оценки – характеристики критерия оценки, которые могут быть измерены или идентифицированы;
– стандарты оценки – значение или описание показателя оценки, степень соответствия которому идентифицируется в процессе оценки;
– методы оценки – способы проведения оценки;
– процедура оценки – последовательность шагов, реализуемых в процессе проведения оценки.
Разрабатываемая система оценки должна отвечать следующим принципам:
1. Принцип соответствия цели. Методика проведения оценки должна соответствовать установленным целям ее проведения.
2. Принцип экономичности. Эффект от внедрения системы оценки должен превышать затраты на ее проведение в соответствии с нормативами, установленными по показателям результативности.
3. Принцип объективности. Показатели оценки должны обеспечивать получение объективной информации о предмете оценки. Они должны быть конкретными и обеспечивать однозначную идентификацию соответствия установленным стандартам.
В практике управления используются несколько подходов к классификации оценок деятельности персонала.
1. В соответствии с содержанием задач, решаемых с помощью оценки, различают комплексную оценку персонала и оценку, проводимую по отдельным направлениям его деятельности.
2. По времени проведения различают постоянную и периодическую оценки.
3. В соответствии с субъектами оценки различают следующие ее виды:
– самооценка;
– оценка, производимая непосредственным руководителем;
– оценка коллегами по взаимодействию внутри коллектива;
– оценка, проводимая подчиненными;
– оценка, проводимая субъектами внешнего взаимодействия (партнерами, покупателями);
– оценка, проводимая специально назначаемой комиссией (например, аттестационной);
– оценка, проводимая специально приглашенными экспертами (специалистами других организаций – консалтинговых и аудиторских фирм, учебных заведений и проч.).
4. В соответствии с объектом оценки различают индивидуальную оценку работника и групповую (например, отдела, секции, предприятия в целом).
5. По видам оценки, исходя из целей ее проведения, различают оперативную, аттестационную, другие виды оценки.
На крупных и средних предприятиях торговли система оценки разрабатывается специализированными службами. Ее проведение возлагается чаще всего на непосредственных руководителей. На небольших предприятиях преобладает, как правило, неформальная оценка, формирующаяся на основе субъективного мнения руководителя предприятия.
На практике среди формализованных способов получения информации наибольшее распространение получила оценка персонала, производимая в рамках действующей системы бухгалтерского учета. Она не требует сбора специальной информации, однако и не дает адекватной оценки вклада работника в обеспечение доходности организации. Компании с сильным менеджментом предпочитают использовать специальную оценочную информацию. Выбор способов ее получения определяется рядом факторов, в том числе и финансовыми возможностями организации. Наиболее результативным способом сбора информации (при условии правильной организации) является непосредственное наблюдение за работой персонала. К другим способам относят: интервьюирование (собеседование), анкетирование, социологические опросы, тестирование, методы оценочных испытаний, деловые, ролевые и ситуационные игры, метод критической ситуации (воспроизведение критической ситуации и наблюдение за поведением в ней работника), метод вопросника (ответы на вопросы, структурированные по реализуемым функциям), проверка знаний на основе экзамена, зачета, защиты проекта, получение информации на основе самоотчета.
Проектирование системы оценки персонала предусматривает следующие этапы:
– определение цели, предмета, критериев и объекта оценки;
– определение показателей и стандартов оценки;
– разработка методического обеспечения оценки;
– разработка программы оценки;
– обоснование эффективности внедряемой системы;
– разработку документального обеспечения оценки деятельности персонала.
Установление цели оценки предполагает описание ее предназначения. Например, целью оценки может быть распределение премиальных выплат, установление результативности обучения, отработка торговых технологий, проектирование системы стимулирования персонала и т. д. Цель определяет предмет оценки. В качестве предмета оценки могут выступать: результаты труда, поведение работника в процессе его трудовой деятельности, квалификационные и личностные характеристики персонала, внутригрупповое взаимодействие. Критериями оценки могут быть профессионализм поведения, дисциплинированность работника, качество обслуживания покупателей. В зависимости от целей выбирается объект оценки – работник или группа работников (предприятие в целом), объединенных тем или иным признаком. Например, работники конкретного подразделения, обладающие определенным стажем работы (оценка процесса адаптации), работники, выполняющие определенную задачу.
Наиболее сложную проблему представляет подбор показателей, адекватно отражающих критерии оценки. Подобранным показателям соответствуют стандарты оценки, отклонения от которых являются предметом анализа для выработки управленческих решений. Условно показатели оценки персонала можно подразделить на две группы. Показатели прямой оценки, отражают результаты (объем продаж, количество нарушений правил торговли, производительность). Показатели косвенной оценки характеризуют факторы, их определяющие (квалификация, профессиональные навыки, деловые и личные качества работника). Их применение целесообразно:
– при оценке тех видов деятельности, результаты которых трудно представить конкретными показателями (отдельные виды административной работы, работы с кадрами, осуществление определенных контролирующих функций и т. д.);
– если влияние показателей косвенной оценки на результаты достаточно велико (например, опоздание на работу продавца);
– если оценить вклад работника в достижение общего результата не представляется возможным (разработка совместных проектов, проведение инвентаризаций, продажи как результат совместной деятельности команды);
– если получение результата выходит за рамки оценочного периода (например, работа на перспективу, выполнение подготовительной работы, длительная адаптация на новом месте работы, разработка проекта и т. д.);
– в сложных рыночных условиях, сложившихся обстоятельствах, когда работник не имеет возможности повлиять на результат.
В соответствии с особенностями измерения различают операционные и дескриптивные показатели. Операционные показатели можно измерить с помощью стандартных измерителей (стоимость, количество, образование, стаж), дескриптивные показатели требуют описания (качество обслуживания, квалификация, опыт). Последние используются, если стандартный измеритель не дает возможности в полной мере оценить состояние объекта оценки. В соответствии с особенностями расчета различают абсолютные и относительные показатели оценки. Последние имеют особую значимость, так как позволяют соизмерить абсолютные показатели оценки друг с другом и оценить эффективность. Примерами таких показателей являются рентабельность, производительность труда, эффективность продаж и т. д. Различают также количественные и качественные показатели оценки.
Подходы к определению стандартов оценки должны быть научно обоснованы. Стандарты показателей, поддающихся прямому количественному измерению, устанавливаются исходя из анализа факторов и тенденций развития. Если установить прямые стандарты оценки не представляется возможным, они выражаются с помощью системы косвенных количественных показателей или подробного описания.
Методы оценки персонала. Оценка работников может проводиться с помощью разных методов. Основными из них являются:
1. Метод структурной оценки. Используется применительно к тем категориям персонала, для которых разработана жестко регламентированная система распределения должностных функций и ответственности. В соответствии с ней оценивается уровень исполнения работником установленных обязанностей. В табл. 11.3 приведена схема оценки продавца-консультанта одного из отделов магазина самообслуживания.
Сфера ответственности продавцов-консультантов: выручка от продаж, ассортимент, выкладка товара, качество консультирования покупателей, сохранность товаров в торговом зале, своевременность и качество предоставления внутренней документации.
Стандарты работы отдела (описание требований, которые должны быть обеспечены данной категории работников). Например:
– дневная выручка от продаж отдела – 1250 тыс. руб.;
– отсутствие жалоб покупателей;
– обеспечение установленного ассортиментного минимума;
– соблюдение нормативов списания товаров;
– соблюдение действующих правил и процедур;
– содержание, сроки и качество предоставления внутренней отчетности.
Таблица 11.3
- Финансовый университет
- «Финансовый университет при Правительстве
- 1.2 Место дисциплины в структуре ооп
- 1.3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.5 Содержание дисциплины
- 1.5.3 Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий (учебно-тематический план)
- 1.6 Практические и семинарские занятия
- 1.7 Самостоятельная работа
- 1.8 Система оценивания
- 1.9 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 1.9.1 Нормативно-правовые акты
- 1.9.4 Интернет-ресурсы
- Тема 1. Введение вменеджмент
- 1.1. Менеджмент торговой организации. Предпринимательство и менеджмент
- 1.3. Торговая организация и сфера ее функционирования
- 1.4. Формирование и развитие менеджмента как научной дисциплины
- 1.5. Система управления предприятием (японский и американский подходы)
- Тема 2. Планирование деятельности торговой организации
- 2.1. Основы стратегического планирования
- 2.2. Цели и стратегии развития торговой организации
- 2.3. Планирование реализации стратегии организации
- 2.4. Составление бизнес-плана торгового предприятия
- Раздел 1. Общие сведения о предприятии.
- Раздел 1. Общие сведения о предприятии. В разделе приводятся следующие данные:
- Раздел 7. Организационный план. В разделе излагаются организационные аспекты функционирования предприятия:
- Раздел 8. Оценка предпринимательских рисков и их страхование. В разделе следует указать:
- Раздел 9. Финансовый план. Раздел является денежным обобщением проектных решений, обоснование которых дается в предыдущих разделах бизнес-плана. Он должен содержать следующую информацию:
- Прогноз доходов и затрат
- Прогноз движения денежных средств
- Тема 3. Основы организационного дизайна предприятий торговли
- 3.1. Модели организационных структур и область их применения
- 3.2. Распределение полномочий и ответственности в организационной структуре
- 3.3. Анализ и проектирование структуры организации
- Тема 4. Система внутриорганизационного контроля
- 4.1. Контроль как функция управления, его виды и обеспечение
- 4.2. Проектирование и реализация системы контроля
- Тема 5. Связующие процессы в управлении организацией торговли
- 5.1. Информационная система торговой организации
- 5.2. Создание автоматизированной информационной системы
- 5.3. Решения в практике менеджмента. Понятие и виды
- 5.4. Организация подготовки, принятие и исполнение решений
- Раздел II. Руководитель в системе управления предприятием торговли
- Тема 6. Лидерство и стиль управления
- 6.1. Власть и личное влияние руководителя
- 6.2. Понятие и классификация стилей управления
- 6.3. Ситуационные модели выбора стиля
- Тема 7. Управленческое общение в профессиональной деятельности руководителя
- 7.1. Управленческое общение и пути повышения его эффективности
- 7.2. Формы управленческого общения
- Форма записи результатов совещания, проводимого пространственно разделенными участниками
- Тема 8. Основы самоменеджмента
- 8.1. Организация труда менеджера предприятия торговли и методы его анализа
- Требования к организации рабочего места руководителя с учетом нормативов СниП
- Структура затрат рабочего времени руководителя предприятия торговли
- 8.2. Оценка и планирование труда руководителя
- Примерный перечень критериев и оценочных показателей результатов труда менеджера
- 8.3. Делегирование полномочий
- Раздел III. Управление персоналом торговой организации
- Тема 9. Построение системы управления персоналом предприятия торговли
- 9.1. Общие подходы к разработке системы управления персоналом
- 9.2. Организация и регулирование кадровой работы
- 10.2. Административные методы управления персоналом
- 10.3. Экономические методы управления персоналом
- 10.4. Социально-психологические методы управления персоналом
- 10.5. Планирование социального развития коллектива предприятия торговли
- 6. Стратегия финансирования и эффективность плана социального развития.
- Тема 11. Технологии кадрового менеджмента
- 11.1. Формирование кадрового потенциала организации
- График потребности в изменении численности персонала
- 11.2. Внешний и внутренний наем персонала
- 11.3. Управление адаптацией персонала
- 11.4. Оценка персонала предприятия торговли
- Примерная схема оценки продавца-консультанта товарного отдела
- Примерная схема оценки персонала небольшого предприятия торговли
- 11.5. Управление процессом обучения и повышения квалификации кадров
- 11.6. Движение персонала внутри организации и увольнение
- Тема12. Управление работой группы
- 12.1. Понятие и виды групп
- 12.2. Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- Типы и характеристика социальных ролей участников группы*
- 12.3. Диагностика и управление работой группы
- Тема 13. Управление конфликтами
- 13.1. Конфликты в деятельности менеджера торгового предприятия
- 13.2. Динамика и технология управления конфликтами
- Тема 14. Управление стрессами
- 14.1. Понятие и природа стресса
- 14.2. Управление стрессом
- Раздел IV. Мотивация и стимулирование деятельности персонала
- Тема 15. Основы теории трудового поведения
- 15.1. Трудовое поведение, мотивы и стимулы
- 15.2. Содержательные теории мотивации
- Механизм влияния организационных факторов на потребности работника
- 15.3. Процессуальные модели трудового поведения
- Тема16. Стимулирование персонала торговой организации
- 16.1. Общие подходы и принципы стимулирования труда работников
- 16.2. Формы оплаты труда и их мотивационная направленность
- 16.3. Методы формирования тарифных систем и схем окладов
- Тарификация должностей торговой организации на основе метода градации
- Примерный перечень факторов оценки работника торгового предприятия
- 16.4. Управление материальным стимулированием персонала
- Примерная структура выплат и льгот работникам предприятия торговли
- 16.5. Социально-психологическое стимулирование персонала
- 3. Методические рекомендации преподавателю
- 4. Методические рекомендации для студентов
- Оформления контрольной работы
- 1. Цель и задачи написания контрольной работы (реферат, эссе, доклад- сообщение)
- 2. Организация и порядок написания контрольной работы
- Примерный перечень контрольных работ по дисциплине «Управление торговым персоналом» Вариант 1.
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- Вариант 4.
- Вариант 5.
- Вариант 6.
- Вариант 7.
- Вариант 8.
- Вариант 9.
- Вариант 10.
- 5 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
- 5.1Вопросы для подготовки к зачету
- 5.2 Итоговые тесты Вариант 1
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- 12. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?
- Вариант 4.
- Вариант 5.
- 6.Технологическая карта по дисциплине Управление торговым персоналом