Типы и характеристика социальных ролей участников группы*
* Описание ролей дается в соответствии с методикой Р. М. Белбина, приведенной в книге: Цзе К. К. Методы эффективной торговли. М.: Экономика, 1988.
Наименование и роль в группе | Реализуемые в группе функции | Личностные характеристики | Положение в группе |
«Председатель». Постановка целей и задач проекта. | 1. Определение приоритетов. 2. Уточнение целей и задач. 3. Постановка проблем. 4. Определение круга обсуждаемых вопросов. 5. Обобщение точек зрения. 6. Формулировка заключения. 7. Принятие окончательного решения. 8. Распределение обязанностей и ответственности. | 1. Рациональность мышления. 2. Жесткость характера. 3. Оригинальность мышления. 4. Дисциплинированность. 5. Хорошее владение собой. 6. Уверенность в себе. 7. Развитое стремление к достижению целей. | 1. Лидер. 2. Располагает к себе людей. 3. Способен вести за собой. 4. Способен оценить сильные и слабые стороны членов группы. |
«Оформитель решений». Обеспечение выполнения конкретно поставленной задачи. | 1. Придание четкой формы поведению группы и результатам ее деятельности. 2. Объединение идей, целей и практических соображений в единый реальный проект. 3. Обеспечение принятия и реализации решений по проекту. | 1. Энергичен. 2. Эмоционален. 3. Импульсивен. 4. Нетерпелив. 5. Нередко разочаровывается и впадает в уныние. | 1. Придирчив к членам группы. 2. Часто задирает коллег. 3. Мгновенно реагирует на выпады по своему адресу. 4. Часто ссорится с коллегами, но быстро мирится. |
«Новичок со свежим взглядом». Поставляет группе оригинальные идеи, мысли, предложения. | 1. Предложение новых подходов к решению проблем и преодолению препятствий. 2. Поиск новых возможностей. 3. Концентрирование внимания на фундаментальных проблемах и крупных вопросах, упуская детали. 4. Критика работы группы для выдвижения собственных идей. | 1. Новый человек, обладающий свежим взглядом. 2. Оригинальность мышления. 3. Высокий интеллектуальный уровень. 4. Серьезный склад ума 5. Развитое воображение. 6. Индивидуалистичен. 7. Неортодоксален. | 1. Доверчив. 2. Непредвзят. 3. Доступен. 4. Критикой способен обидеть других членов группы. 5. Болезненно относится к критике собственных идей. 6. Требует к себе внимательного, чуткого отношения. |
«Советник (судья)». Взвешенный и бесстрхтный анализ результатов работы группы. | 1. Помощь группе в выборе наиболее рациональных решений проблемы. 2. Выявление ошибок в аргументах или просчетов в планах. 3. Усваивание, интерпретация и критическая оценка большого объема информации, необходимые для принятия решений 4. Анализ проблем, оценка суждений и предложений членов группы. | 1. Высокий коэффициент интеллектуальности. 2. Флегаатик. 3. Интроверт. 4. Хладнокровен. 5. Критический склад ума. 6. Медлителен в принятии решений. 7. Объективный и беспристрастный ум. 8. Недостаток веселости, непосредственности, воображения, эмоциональности. 9. Осмотрителен. 10. Настойчив. | 1. Может быть бестактным в отношении к окружающим. 2. Критические замечания могут привести к ухудшению морально-психологического климата в группе. 3. Надежен. 4. Заслуживает доверия. 5. Отсутствие человеческого тепла. |
«Практик-организатор». Приведение планов группы в реальную, выполнимую форму. | 1. Формулирование конкретных и реальных задач. 2. Организация практического выполнения заданий. 3. Классификация и систематизация целей. 4. Обеспечение логической последовательности реализации целей. 5. Обеспечение разработки схем и процедур решения проблем. | 1. Сильный характер. 2. Внутренне дисциплинирован, работоспособен. 3. Логичность мышления. 4. Теряется в неустойчивых быстроменяющихся ситуациях. 5. Склонность к структуризации проблем. 6. Отсутствие гибкости. 7. Консервативен. 8. Развитое чувство долга. | 1. Искренен. 2. Доверяет коллегам. 3. Обладает организаторскими способностями. |
«Разведчик ресурсов». Осуществляет связь группы с внешней средой. | 1. Приносит из внешней среды новые идеи, информацию, новости. 2. Имеет множество контактов за пределами группы и быстро узнает о новостях. 3. Предохраняет группу от загнивания, окостенения и потери связи с реальным миром. | 1. Экстраверт. 2. Сангвиник. 3. Любознателен. 4. Коммуникабелен. 5. Любит вращаться в обществе. 6. Раскован. 7. Легко и быстро сближается с людьми. | 1. Положительная реакция на ситуации, складывающиеся в группе. 2. Поддержка идей членов группы. |
«Душа группы». Способствует установлению единства, дружбы и гармонии отношений в группе. | 1. Владеет информацией о личных нуждах, заботах коллег и оказывает своевременную помощь. 2. Чувствует эмоциональные проблемы группы. 3. Осуществляет внутригрупповые неформальные коммуникации. 4. Объединяет группу в единое целое. 5. Поддерживает и развивает идеи коллег. 6. Устраняет трения и разногласия. | 1. Чуткий. 2. Чувствительный. 3. Скромный. 4. Ненавязчивый. 5. Несамоуверенный. 6. Лояльный. 7. Мягкий. | 1. Умеет и любит слушать. 2. Легко и свободно общается со всеми членами группы. 3. Помогает другим быть раскованными и свободными. 4. Симпатичен и приятен в общении. 5. Неконфликтен. 6. Не любит личной вражды и недоброжелательности. 7. Оказывает моральную поддержку членам группы. |
«Доводчик». Обеспечение своевременной реализации деталей проекта. | 1. Побуждает группу действовать активнее. 2. Следит за выполнением графиков и сроков. 3. Проверяет исполнение. 4. Обеспечивает реализацию деталей. | 1. Сильный характер. 2. Способен к самоконтролю. 3. Нетерпим к небрежности и разболтанности. 4. Любит порядок. 5. Старательный. 6. Организованный. 7. Добросовестный. 8. Педантичный. | 1. Может способствовать ухудшению морально-психологического климата в коллективе. 2. Нежелание предоставлять коллегам свободу действий. 3. Требовательность к членам группы. |
Важно, чтобы в группе реализовывались все перечисленные роли. Один человек может обладать способностью осуществлять более одной роли. Одновременно несколько человек могут выполнять одну социальную функцию. Исключение составляют роли «Председателя» и «Новичка со свежим взглядом». Предпочтительно, чтобы роль «Председателя» выполнялась одним человеком. Слишком большое число«Новичков» также не будет способствовать успеху работы группы.
3. Групповые нормы. Групповые нормы выражаются в стандартах, правилах, определяющих границы поведения членов группы. Они складываются в соответствии с предназначением группы, целями группового взаимодействия. Формальные нормы определяются руководством. Их реализация способствует достижению целей организации. В неформальных группах нормы обеспечивают интересы участников взаимодействия. Нормы неформальных групп могут быть как положительными, соответствующими формальным нормам организации (например, требованиям к качеству труда, дисциплинарным нормам), так и отрицательными, идущими вразрез требованиям формального взаимодействия (например, сдерживание производительности труда, низкое его качество и т. д.). Принятие или непринятие индивидуумом действующих в группе норм является условием его вхождения в группу.
4. Психологический климат в группе. Благоприятный психологический климат в группе обуславливается рядом факторов: психологической совместимостью ее членов, ценностной ориентацией, уровнем сплоченности работников, конфликтностью группы. Диагностика психологического климата группы проводится специалистами организации на основе существующих методик, приведенных в работах по проблемам группового взаимодействия [например, 63. С. 329; 128. С. 142].
- Финансовый университет
- «Финансовый университет при Правительстве
- 1.2 Место дисциплины в структуре ооп
- 1.3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.5 Содержание дисциплины
- 1.5.3 Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий (учебно-тематический план)
- 1.6 Практические и семинарские занятия
- 1.7 Самостоятельная работа
- 1.8 Система оценивания
- 1.9 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 1.9.1 Нормативно-правовые акты
- 1.9.4 Интернет-ресурсы
- Тема 1. Введение вменеджмент
- 1.1. Менеджмент торговой организации. Предпринимательство и менеджмент
- 1.3. Торговая организация и сфера ее функционирования
- 1.4. Формирование и развитие менеджмента как научной дисциплины
- 1.5. Система управления предприятием (японский и американский подходы)
- Тема 2. Планирование деятельности торговой организации
- 2.1. Основы стратегического планирования
- 2.2. Цели и стратегии развития торговой организации
- 2.3. Планирование реализации стратегии организации
- 2.4. Составление бизнес-плана торгового предприятия
- Раздел 1. Общие сведения о предприятии.
- Раздел 1. Общие сведения о предприятии. В разделе приводятся следующие данные:
- Раздел 7. Организационный план. В разделе излагаются организационные аспекты функционирования предприятия:
- Раздел 8. Оценка предпринимательских рисков и их страхование. В разделе следует указать:
- Раздел 9. Финансовый план. Раздел является денежным обобщением проектных решений, обоснование которых дается в предыдущих разделах бизнес-плана. Он должен содержать следующую информацию:
- Прогноз доходов и затрат
- Прогноз движения денежных средств
- Тема 3. Основы организационного дизайна предприятий торговли
- 3.1. Модели организационных структур и область их применения
- 3.2. Распределение полномочий и ответственности в организационной структуре
- 3.3. Анализ и проектирование структуры организации
- Тема 4. Система внутриорганизационного контроля
- 4.1. Контроль как функция управления, его виды и обеспечение
- 4.2. Проектирование и реализация системы контроля
- Тема 5. Связующие процессы в управлении организацией торговли
- 5.1. Информационная система торговой организации
- 5.2. Создание автоматизированной информационной системы
- 5.3. Решения в практике менеджмента. Понятие и виды
- 5.4. Организация подготовки, принятие и исполнение решений
- Раздел II. Руководитель в системе управления предприятием торговли
- Тема 6. Лидерство и стиль управления
- 6.1. Власть и личное влияние руководителя
- 6.2. Понятие и классификация стилей управления
- 6.3. Ситуационные модели выбора стиля
- Тема 7. Управленческое общение в профессиональной деятельности руководителя
- 7.1. Управленческое общение и пути повышения его эффективности
- 7.2. Формы управленческого общения
- Форма записи результатов совещания, проводимого пространственно разделенными участниками
- Тема 8. Основы самоменеджмента
- 8.1. Организация труда менеджера предприятия торговли и методы его анализа
- Требования к организации рабочего места руководителя с учетом нормативов СниП
- Структура затрат рабочего времени руководителя предприятия торговли
- 8.2. Оценка и планирование труда руководителя
- Примерный перечень критериев и оценочных показателей результатов труда менеджера
- 8.3. Делегирование полномочий
- Раздел III. Управление персоналом торговой организации
- Тема 9. Построение системы управления персоналом предприятия торговли
- 9.1. Общие подходы к разработке системы управления персоналом
- 9.2. Организация и регулирование кадровой работы
- 10.2. Административные методы управления персоналом
- 10.3. Экономические методы управления персоналом
- 10.4. Социально-психологические методы управления персоналом
- 10.5. Планирование социального развития коллектива предприятия торговли
- 6. Стратегия финансирования и эффективность плана социального развития.
- Тема 11. Технологии кадрового менеджмента
- 11.1. Формирование кадрового потенциала организации
- График потребности в изменении численности персонала
- 11.2. Внешний и внутренний наем персонала
- 11.3. Управление адаптацией персонала
- 11.4. Оценка персонала предприятия торговли
- Примерная схема оценки продавца-консультанта товарного отдела
- Примерная схема оценки персонала небольшого предприятия торговли
- 11.5. Управление процессом обучения и повышения квалификации кадров
- 11.6. Движение персонала внутри организации и увольнение
- Тема12. Управление работой группы
- 12.1. Понятие и виды групп
- 12.2. Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- Типы и характеристика социальных ролей участников группы*
- 12.3. Диагностика и управление работой группы
- Тема 13. Управление конфликтами
- 13.1. Конфликты в деятельности менеджера торгового предприятия
- 13.2. Динамика и технология управления конфликтами
- Тема 14. Управление стрессами
- 14.1. Понятие и природа стресса
- 14.2. Управление стрессом
- Раздел IV. Мотивация и стимулирование деятельности персонала
- Тема 15. Основы теории трудового поведения
- 15.1. Трудовое поведение, мотивы и стимулы
- 15.2. Содержательные теории мотивации
- Механизм влияния организационных факторов на потребности работника
- 15.3. Процессуальные модели трудового поведения
- Тема16. Стимулирование персонала торговой организации
- 16.1. Общие подходы и принципы стимулирования труда работников
- 16.2. Формы оплаты труда и их мотивационная направленность
- 16.3. Методы формирования тарифных систем и схем окладов
- Тарификация должностей торговой организации на основе метода градации
- Примерный перечень факторов оценки работника торгового предприятия
- 16.4. Управление материальным стимулированием персонала
- Примерная структура выплат и льгот работникам предприятия торговли
- 16.5. Социально-психологическое стимулирование персонала
- 3. Методические рекомендации преподавателю
- 4. Методические рекомендации для студентов
- Оформления контрольной работы
- 1. Цель и задачи написания контрольной работы (реферат, эссе, доклад- сообщение)
- 2. Организация и порядок написания контрольной работы
- Примерный перечень контрольных работ по дисциплине «Управление торговым персоналом» Вариант 1.
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- Вариант 4.
- Вариант 5.
- Вариант 6.
- Вариант 7.
- Вариант 8.
- Вариант 9.
- Вариант 10.
- 5 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
- 5.1Вопросы для подготовки к зачету
- 5.2 Итоговые тесты Вариант 1
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- 12. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?
- Вариант 4.
- Вариант 5.
- 6.Технологическая карта по дисциплине Управление торговым персоналом