14.2. Управление стрессом
Управление стрессом предусматривает регулирование воздействия факторов, способствующих перерастанию стресса в дистресс. Особое внимание менеджера должно уделяться стрессорам, обусловленным профессиональной деятельностью персонала, условиями его социального взаимодействия. Исходя из характера реализуемых целей, причинами дистресса могут быть следующие:
1. Физические условия труда. Плохие условия труда (недостаточная освещенность, повышенный уровень шума, пониженная или повышенная температура). Перегрузки или отсутствие физической нагрузки.
2. Факторы содержания труда. Неинтересная работа, несоответствие ее содержания квалификации, отсутствие видимых или завершенных результатов труда, слишком быстрая смена видов работ, высокий уровень ответственности.
3. Факторы организации труда. Недостатки в организации рабочих мест, распределении полномочий и ответственности, недостатки в режиме труда и отдыха, напряженный график работы, постоянная смена задач, не позволяющая завершить начатое дело.
4. Факторы управления трудом. Противоречивость целей, задач и требований руководства, отсутствие их четких формулировок, нарушение принципа единоначалия, непонимание требуемого уровня исполнения работы, завышенный или заниженный объем требований.
5. Факторы взаимодействия. Взаимодействие в процессе решения задач, характер отношений в трудовом коллективе, столкновение интересов, отсутствие взаимопомощи и поддержки, взаимоотношения в трудовом коллективе.
6. Статусные факторы. Несоответствие занимаемого положения ожиданиям, отсутствие перспектив продвижения, неадекватная вкладу оценка со стороны руководства и коллег по работе, отсутствие возможности участвовать в процессе выработки и принятии решений, неопределенность положения, отсутствие уверенности в сохранении своего статуса, места работы.
7. Факторы, обусловленные несовместимостью профессиональной деятельности с реализацией семейных и других ценностных ориентации человека.
Разрабатывая комплекс мероприятий по управлению стрессом, менеджер должен учитывать также факторы, формирующиеся во внеслужебной деятельности. К ним относятся условия быта и отдыха, факторы личной жизни, поддержка и понимание в семье, здоровье.
Снизить уровень стресса и избежать возникновения дистресса можно с помощью использования трех основных стратегий поведения:
1. Изменение структуры целей и потребностей.
2. Выработка конструктивных способов достижения установленных целей, путей удовлетворения потребностей.
3. Изменение восприятия, отношения к целям и потребностям, позволяющее избежать ощущения дискомфорта в процессе их достижения.
Область деятельности менеджера по управлению стрессом можно разбить на два направления: управление стрессом подчиненных и управление собственным стрессом.
Управление стрессом подчиненных. Задача менеджера заключается в создании условий работы подчиненного, формирующих нормальный уровень стресса и предупреждающих его перерастание в дистресс. Кроме того, менеджер должен оказывать помощь подчиненному в борьбе с дистрессом. В рамках первых двух направлений комплекс мер может предусматривать следующее:
– научно обоснованное формулирование целей и задач подчиненного;
– формирование целостной организационной культуры и проведение организационных мероприятий по воспитанию персонала в духе организационных ценностей;
– формулирование кодекса поведения персонала в соответствии с организационными ценностями;
– установление целей с учетом ресурсного обеспечения (в том числе ограничение их количества, определение целей с учетом кадрового потенциала работников), выработка у персонала навыков поиска и формулирования личных целей в рамках целей организации;
– информационная поддержка персонала в поиске организационных целей;
– проведение кадровой политики, обеспечивающей единство корпоративных и персонифицированных интересов персонала;
– обогащение рабочих мест, формирвоание адекватного уровня ответственности персонала;
– поддержка персонала в процессе реализации установленных целей;
– совершенствование системы стимулирования персонала, оказание социальной и психологической поддержки в процессе работы;
– использование приемов и методов рациональной организации труда;
– совершенствование условии труда;
– проведение укрепляющих и оздоровительных мероприятий, повышающих работоспособность персонала;
– внедрение организационных мер, обеспечивающих интенсивное общение руководителя с подчиненными для своевременного выявления проблем и оказания помощи в их разрешении;
– активное привлечение подчиненных к процессу выработки решений;
– использование адаптивных стилей руководства с учетом специфики персонала;
– развитие и совершенствование квалификации и навыков персонала.
В борьбе с дистрессом в числе реализуемых мероприятий наибольшее значение приобретает консультационная и медицинская помощь, проведение различного рода тренингов, обучение персонала эффективным приемам снятия дистресса и проч.
Управление собственным стрессом. Задача менеджера заключается в правильном планировании и организации собственной работы, а также обеспечении эффективного взаимодействия с субъектами внешнего и внутреннего взаимодействия и, прежде всего, с подчиненными.
В числе мер по предупреждению дистресса можно выделить:
– установление приоритетов с учетом важности, сроков реализации и ресурсного обеспечения;
– проявление инициативы и использование творческого подхода к труду, позволяющего разнообразить и обогатить профессиональную деятельность;
– использование приемов психологической разгрузки при организации собственного труда;
– широкое использование делегирования полномочий;
– установление интенсивного общения с вышестоящим руководством по вопросам реализации установленных функций, позволяющее устранить недопонимание и уточнить требования;
– диагностика факторов и ситуаций, вызывающих дистресс, их устранение и исключение повторения нежелательного хода событий;
– перераспределение работ и решение более легких задач в периоды наибольшей угрозы дистресса с точки зрения индивидуальных биологических ритмов;
– определение основных признаков дистресса и своевременная его диагностика;
– соблюдение режима труда и отдыха;
– развитие чувства юмора и конструирование условий, способствующих формированию положительных эмоций;
– правильное питание и поддержание здорового образа жизни, обеспечивающего сохранение жизненного ресурса организма.
Отсутствие эффективных программ управления стрессом в организации наносит существенный ущерб развитию бизнеса. Комплексный и научно обоснованный подход к решению данной проблемы следует рассматривать в качестве внутреннего ресурса конкурентоспособности торгового предприятия.
- Финансовый университет
- «Финансовый университет при Правительстве
- 1.2 Место дисциплины в структуре ооп
- 1.3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы
- 1.5 Содержание дисциплины
- 1.5.3 Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий (учебно-тематический план)
- 1.6 Практические и семинарские занятия
- 1.7 Самостоятельная работа
- 1.8 Система оценивания
- 1.9 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 1.9.1 Нормативно-правовые акты
- 1.9.4 Интернет-ресурсы
- Тема 1. Введение вменеджмент
- 1.1. Менеджмент торговой организации. Предпринимательство и менеджмент
- 1.3. Торговая организация и сфера ее функционирования
- 1.4. Формирование и развитие менеджмента как научной дисциплины
- 1.5. Система управления предприятием (японский и американский подходы)
- Тема 2. Планирование деятельности торговой организации
- 2.1. Основы стратегического планирования
- 2.2. Цели и стратегии развития торговой организации
- 2.3. Планирование реализации стратегии организации
- 2.4. Составление бизнес-плана торгового предприятия
- Раздел 1. Общие сведения о предприятии.
- Раздел 1. Общие сведения о предприятии. В разделе приводятся следующие данные:
- Раздел 7. Организационный план. В разделе излагаются организационные аспекты функционирования предприятия:
- Раздел 8. Оценка предпринимательских рисков и их страхование. В разделе следует указать:
- Раздел 9. Финансовый план. Раздел является денежным обобщением проектных решений, обоснование которых дается в предыдущих разделах бизнес-плана. Он должен содержать следующую информацию:
- Прогноз доходов и затрат
- Прогноз движения денежных средств
- Тема 3. Основы организационного дизайна предприятий торговли
- 3.1. Модели организационных структур и область их применения
- 3.2. Распределение полномочий и ответственности в организационной структуре
- 3.3. Анализ и проектирование структуры организации
- Тема 4. Система внутриорганизационного контроля
- 4.1. Контроль как функция управления, его виды и обеспечение
- 4.2. Проектирование и реализация системы контроля
- Тема 5. Связующие процессы в управлении организацией торговли
- 5.1. Информационная система торговой организации
- 5.2. Создание автоматизированной информационной системы
- 5.3. Решения в практике менеджмента. Понятие и виды
- 5.4. Организация подготовки, принятие и исполнение решений
- Раздел II. Руководитель в системе управления предприятием торговли
- Тема 6. Лидерство и стиль управления
- 6.1. Власть и личное влияние руководителя
- 6.2. Понятие и классификация стилей управления
- 6.3. Ситуационные модели выбора стиля
- Тема 7. Управленческое общение в профессиональной деятельности руководителя
- 7.1. Управленческое общение и пути повышения его эффективности
- 7.2. Формы управленческого общения
- Форма записи результатов совещания, проводимого пространственно разделенными участниками
- Тема 8. Основы самоменеджмента
- 8.1. Организация труда менеджера предприятия торговли и методы его анализа
- Требования к организации рабочего места руководителя с учетом нормативов СниП
- Структура затрат рабочего времени руководителя предприятия торговли
- 8.2. Оценка и планирование труда руководителя
- Примерный перечень критериев и оценочных показателей результатов труда менеджера
- 8.3. Делегирование полномочий
- Раздел III. Управление персоналом торговой организации
- Тема 9. Построение системы управления персоналом предприятия торговли
- 9.1. Общие подходы к разработке системы управления персоналом
- 9.2. Организация и регулирование кадровой работы
- 10.2. Административные методы управления персоналом
- 10.3. Экономические методы управления персоналом
- 10.4. Социально-психологические методы управления персоналом
- 10.5. Планирование социального развития коллектива предприятия торговли
- 6. Стратегия финансирования и эффективность плана социального развития.
- Тема 11. Технологии кадрового менеджмента
- 11.1. Формирование кадрового потенциала организации
- График потребности в изменении численности персонала
- 11.2. Внешний и внутренний наем персонала
- 11.3. Управление адаптацией персонала
- 11.4. Оценка персонала предприятия торговли
- Примерная схема оценки продавца-консультанта товарного отдела
- Примерная схема оценки персонала небольшого предприятия торговли
- 11.5. Управление процессом обучения и повышения квалификации кадров
- 11.6. Движение персонала внутри организации и увольнение
- Тема12. Управление работой группы
- 12.1. Понятие и виды групп
- 12.2. Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- Типы и характеристика социальных ролей участников группы*
- 12.3. Диагностика и управление работой группы
- Тема 13. Управление конфликтами
- 13.1. Конфликты в деятельности менеджера торгового предприятия
- 13.2. Динамика и технология управления конфликтами
- Тема 14. Управление стрессами
- 14.1. Понятие и природа стресса
- 14.2. Управление стрессом
- Раздел IV. Мотивация и стимулирование деятельности персонала
- Тема 15. Основы теории трудового поведения
- 15.1. Трудовое поведение, мотивы и стимулы
- 15.2. Содержательные теории мотивации
- Механизм влияния организационных факторов на потребности работника
- 15.3. Процессуальные модели трудового поведения
- Тема16. Стимулирование персонала торговой организации
- 16.1. Общие подходы и принципы стимулирования труда работников
- 16.2. Формы оплаты труда и их мотивационная направленность
- 16.3. Методы формирования тарифных систем и схем окладов
- Тарификация должностей торговой организации на основе метода градации
- Примерный перечень факторов оценки работника торгового предприятия
- 16.4. Управление материальным стимулированием персонала
- Примерная структура выплат и льгот работникам предприятия торговли
- 16.5. Социально-психологическое стимулирование персонала
- 3. Методические рекомендации преподавателю
- 4. Методические рекомендации для студентов
- Оформления контрольной работы
- 1. Цель и задачи написания контрольной работы (реферат, эссе, доклад- сообщение)
- 2. Организация и порядок написания контрольной работы
- Примерный перечень контрольных работ по дисциплине «Управление торговым персоналом» Вариант 1.
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- Вариант 4.
- Вариант 5.
- Вариант 6.
- Вариант 7.
- Вариант 8.
- Вариант 9.
- Вариант 10.
- 5 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,
- 5.1Вопросы для подготовки к зачету
- 5.2 Итоговые тесты Вариант 1
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- 12. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?
- Вариант 4.
- Вариант 5.
- 6.Технологическая карта по дисциплине Управление торговым персоналом