logo search
ИнфМен

2. Информационные потребности и информационный интерес. Структура и свойства информационных потребностей. Методы их изучения и измере­ния

Информационные потребности - свойство живой системы, которая развивается и должна реагировать на разницу медну наличным объемом информации и необходимым объемом.

Для выявления ИП следует определить параметры их оценки.

Параметры должны основываться на следующих данных:

 тип информации (тематика, виды документов); чем полнее указана тематика, тем точнее определяются потребности; какая

 качество и количество инф-ции (достоверность, полнота, неизбыточность, надежность информационных источников); сколько

 способы представления инф-ции потребителю (устно, на экране, оригинал, копия и т.п.) каким образом

 сроки представления с учетом минимизации разрыва между появлением, опубликованием инф-ции и доведением ее до потребителя (для этого необходима система информационного обслуживания с соответствующей организацией информационных потоков). Когда

Методы оценки: косвенный – базируется на изучении мнения специалистов, управленцев; прямой – ориентирован на непосредственный анализ задачи или процесса, кот относится к конкретной ситуации в бизнесе.

Информационной потребностью называют осознанную нужду в знаниях (или осознание недостаточности знаний). Информационные потребности (ИП) различают:

- субъективные ИП. Мнения и требования потребителя, его представления о потребностях. Набор информации и знаний, которая позволяет решить задачи.

- потребности в объективно-необходимой информации. Определяются задачей, проблемой, для которой исследуются информационные потребности, например, управление предприятием.

ИП – достаточно четко структурированное понятие, причем каждая из структурных составляющих требует своего подхода к информационному обслуживанию.

Информационные потребности характеризуются двумя главными свойствами: субъективизм, неадекватность выражения этих потребностей. ИП определяется степенью понимания стоящих перед ним задач и знания возможностей систем ИО.

Структура:

Выделяют следующие составляющие:

1. Потребность в текущей и ретроспективной информации. Специалисту

требуется постоянный приток новой информации, т.е. оперативное текущее

информирование. Такое информирование позволяет в наибольшей степени подготовиться

к принятию решений в сфере своей профессиональной деятельности, оперативно и

адекватно реагировать на факторы, воздействующие на определенную ситуацию.

В отличие от текущей потребность в ретроспективной информации возникает при необходимости непосредственного принятия решений в данной ситуации. В этом случае нередко требуется обращение к источникам, накопленным за целый ряд предыдущих лет.

2. Потребность в узкотематической и широкотематической информации.

Специалистам необходима как узкотематическая информация, непосредственно

относящаяся к той конкретной поставленной задаче, решением которой они заняты, так и широкотематическая , создающая представление об объекте исследования или разработки в целом.

Потребность в узкотематической информации выражается в запросах предметного характера (в соответствии с предметной областью), потребность в широкотематической информации - в запросах ознакомительного характера.

3. Потребность в отраслевой (специализированной) и межотраслевой

(неспециализированной, смежной) информации. Большинство наиболее актуальных

проблем решается путем использования не только профильной информации, не

выходящей за рамки данной отрасли знания, но и значительного объема смежной,

межотраслевой информации, из других отраслей знания.

Потребность в отраслевой информации выражается в запросах профильного характера, в межотраслевой (смежной) - непрофильного характера.

4. Потребность в фактографической и концептуальной информации. В первом

случае - это потребность в различных сведениях, которые извлекаются потребителем из

первичных и вторичных документов, справочников и других источников информации.

Однако часто бывают случаи, когда потребителю нужны не просто сведения, но и оценка,

интерпретация этих сведений другим специалистом - с точки зрения их истинности и

достоверности, технико-экономической целесообразности и перспективности, т.е.

необходима концептуальная информация. Особенно нуждаются в такой концептуальной

информации руководители при принятии решений.

Методы изучения ИП.

1) Косвенные (изучение мнений специалистов), анкетирование, опрос,

интервьюирование. Это даёт представление субъекта об информационных потребностях.

2) Прямое изучение предмета области, используются методы анализа систем и методы

математического моделирования. Это позволит построить информационную модель,

которая в свою очередь, позволит организовать информационное обслуживание. Основан

на том, что мы методами (формальными) пытаемся изучить потребности каждой

конкретной задачи. Как правило, они делятся на две группы. Они всегда опираются на

определенные предметные области и связаны с изучением проблемной ситуации,

возникшей в этой области:

1) Методы, основанные на анализе ситуации;

2) Методы, основанные на анализе должностных обязанностей

Метод оценки информационной потребности. С его помощью оценивается, определяется потребность в информации для решения конкретной задачи в предметной области, которую требуется формально описать.

Проблема изучения ИП и запросов потребителей инф-ции может решаться на основе стат. исследований инф потоков, изучения их закономерностей.

Для выявления информационных потребностей следует определить параметры их оценки. Параметры должны основываться на следующих данных:

• тип информации (тематика, виды документов); чем полнее указана тематика, тем точнее определяются потребности;

• качество и количество инф-ции (достоверность, полнота, неизбыточность, надежность информационных источников);

• способы представления инф-ции потребителю (устно, на экране, оригинал, копия)

• сроки представления с учетом минимизации разрыва между появлением, опубликованием инф-ции и доведением ее до потребителя (для этого необходима система информационного обслуживания с соответствующей организацией информационных потоков).