31. Сущность и содержание современного менеджмента.
Сам термин "менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении. На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".
Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления.
Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.
Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.
Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.
С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.
Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.
Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.
Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.
Но, так или иначе, понятие "менеджмент" всегда тесно связано с понятием "рыночная экономика". Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности. Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла ставилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты.
Поскольку в настоящей работе в основном будут рассматриваться управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), мы будем использовать определение менеджмента следующего содержания.
Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.
Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.
32. Функция координации и ее роль в процессе управления
Функция координации означает обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов в инновационном процессе при реализации инновационной политики и планов инновационной деятельности, а также сохранение, поддержание и совершенствование установленных связей между ними. Она осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий подразделений предприятия.
Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, занятых в инновационном процессе, со стороны линейных руководителей и функциональных служб предприятия, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность.
Координация инновационной деятельности в условиях неопределенности, многовариантности подходов и неполноты исходной информации характеризуется особой сложностью и спецификой.
Поэтому координация начинается с формулировки требований, предъявляемых к объекту управления [2.10].
Координация инновационной деятельности имеет противоречивые требования: с одной стороны, субъектам управления необходимо оставлять свободу выбора, а с другой стороны необходимо выработать управляющие воздействия, которые позволяют изменить первоначальное состояние системы до требуемого результата.
Координация характеризуется различными критериями оптимальности, что необходимо учитывать при реализации предшествующих ей функций анализа, планирования и прогнозирования. Поэтому она может проводиться для подразделений одного уровня иерархии по горизонтали и между уровнями управления по вертикали методом восхождения от простого к сложному и иметь соответствующие ограничивающие условия. Например, при координации деятельности подразделений НИОКР нельзя ставить цели достижения максимальной производительности труда, высокой прибыльности новшества. Критерием оптимального взаимодействия научных подразделений может выступать здесь создание новшества с комплексом высоких потребительских свойств.
При координации взаимодействий в процессах проектирования, освоения новшеств и технологической подготовки производства ограничивающим условием является соотношение «затраты – качество».
На заключительном этапе инновационного процесса выполняются мероприятия по достижению главных целей организации (активное освоение рынка, максимизация прибыли, интенсивный рост организации и др.) посредством установления оптимального соотношения между централизацией и децентрализацией, формальными и неформальными организациями, выбора методов управления и т.д.
Хорошо спланированное управление - лишь половина процесса. Оно дает результат, если в качестве части процесса управления прогнозируются важнейшие возможные ситуации и осуществляется подготовка к действиям при их возникновении. Это обеспечивается: - творческим и целеустремленным подходом к планированию; - составлением хорошего календаря руководителя с выделением необходимого времени для выполнения всех этапов и задач управления; - готовностью использовать все внутренние и внешние факторы положения фирмы и уже достигнутые результаты; - эффективным владением стилями управления, его методами и техникой; - настойчивым и творческим совершенствованием работы.
К числу внутренних и внешних факторов положения фирмы следует отнести: - основной характер коммерческой деятельности (например, промышленная фирма или работа в сфере обслуживания); - общее экономическое положение; - связанные группы (внешние - клиентура, поставщики, финансисты, государство, конкуренты, внутренние - собственники, менеджеры, кадры); - этапы развития организации (создание - нужда в новом руководителе, авторитарное его руководство - бунт подчиненных, делегирование полномочий - кризис контроля, сотрудничество - психологический кризис); - размер фирмы; - ее структура; - атмосфера в ней; - ресурсы; - руководитель (его стиль, роль, понимание этого).
На конкретную ситуацию конкретного человека могут оказывать влияние различные внешние и внутренние факторы. Наиболее типичные из них:
внешние: - мероприятия конкурентов, - внезапные изменения в экономическом положении клиентов, - кризисы, - общественные события, - погодные условия, - положение на рынке труда, - законодательство, - мероприятия по регулированию социальных процессов, - изменения на денежных рынках, - изменение международной конъюнктуры, - новая технология, - деятельность средств массовой информации, - изменения в позициях и оценках;
внутренние: - личные отношения, - перегрузки в работе, - отпуски, болезни, - мероприятия профсоюза, - положительные и отрицательные неожиданные ситуации, - текучесть кадров, - расширение или сокращение деятельности фирмы, - неисправность машин и оборудования, - неправильное поведение клиентов и персонала, - действия влиятельных лиц, - факторы охраны и безопасности труда, - инициатива и идеи, - мотивация.
Координация - обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование устойчивого режима работы производственного механизма. Цель - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы. На современном этапе развития производства продолжается процесс дальнейшего разделения труда в сфере управления. Это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы управления. Нарушение координации - руководители не информированы о работе друг друга, действуют обособленно - нарушение сотрудничества. Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов, графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями
- 2. Функции
- 3. Обязанности
- 4. Права
- 4 Роль и место финансового менеджера на предприятии инвестиционно-строительной сферы.
- 5. Теория административного управления и ее значение для развития менеджмента организации
- 6. Pr-менеджмент: сущность, виды.
- 9.Цели и факторы развития организации.
- 11.Характеристика процесса управления, его структура и взаимосвязь этапов.
- 12.Навыки вербального общения и их использование при трудоустройстве
- 13.Общая характеристика методов управления
- 14. Сущность и содержание персонального менеджмента
- 15. Организационная структура управления: предпосылки формирования и основные характеристики.
- 17. Характеристики и типы управленческих ситуаций.
- 18. Тестирование при приеме на работу: цель и виды
- 19.Декомпозиционная структура системы управления.
- 20 Трудовой договор: цель заключения, основные положения
- 21. Основные разновидности менеджмента и их взаимосвязь с основами управления
- 22. Понятие лидерства и его влияние на успешность деятельности персонала предприятия.
- 23. Характеристика стратегического, тактического и оперативного управления
- 24.Функции и задачи менеджмента, методы руководства
- 25.Эффективность управления: сущность, содержание, методы определения.
- 28 Этапы развития менеджмента.
- 29. Основы менеджмента, связь теории менеджмента с другими областями знаний.
- 30. Корпоративная культура компании: понятие, цель формирования
- 31. Сущность и содержание современного менеджмента.
- 33. Объект и предмет управления, их взаимосвязь
- 35 Функция планирования и ее роль в процессе управления.
- 36. Стресс-менеджмент – понятие, основные методы.
- 37. Техническая подсистема производства и управления
- 38. Функция организация и ее роль в процессе управления.
- 39. Pr-менеджмент – понятие, основные методы
- 40. Понятие цели управления и основы ее определения. Иерархия целей.
- 41. Event-менеджмент – понятие, основные методы.
- 42. Технологическая подсистема производства и управления
- 46. Основные типы стратегий развития организации.
- 49. Основные методы принятия решений.