2) Спрос и предложение на рынке труда
Субъекты спроса на рынке труда – бизнес и государство.
Субъекты предложения на рынке труда – домохозяйства.
На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых работников зависит от:
1)размера заработной платы
2)предельного продукта труда (MPL), с увеличением количества нанимаемых работников спрос на труд уменьшается – закон убывающей доходности.
Привлечение дополнительной единицы труда прекратится, когда выполнится данное условие: MRPL=W. Объем спроса на труд обратно пропорционален величине заработной платы.
DL-спрос на труд
Объем предложения труда зависит от величины заработной платы прямо пропорционально.
С ростом заработной платы величина предложения труда растет. Совокупное предложение труда в обществе зависит от многих факторов: от общей численности населения страны, доли в ней экономически активного населения, средней продолжительности рабочего дня, профессии, квалификации и т.д. Однако на рынке труда существуют эффект замещения и эффект дохода. они проявляются, когда рассматривается предложение труда отдельным индивидом при повышении W.
До точки Iувеличивается предложение труда при росте заработной платы, но пройдя точкуISLменяет направление и предложение труда уменьшается. При росте заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, а каждый час свободного времени расценивается работником как упущенная выгода. Эту выгоду можно реализовать, превращая свободное время в рабочее, т.е. досуг заменяется работой. Это эффект замещения. Он действует до точкиI. Эффект дохода противостоит эффекту замещения и осуществляется работником, когда он достиг определенного уровня заработка. Свободное время уже не есть упущенная выгода и работнику хочется иметь этого времени больше, поэтому выше точкиI– эффект дохода.
- Рынок труда. Равновесие на рынке труда.
- 2) Спрос и предложение на рынке труда
- 3) Равновесие на рынке труда и равновесная ставка заработной платы в условиях совершенной конкуренции
- 4) Дифференциация уровня заработной платы
- 5) Несовершенная конкуренция на рынке труда: монопсония, профсоюзная модель
- 6) Человеческий капитал фирмы, как совокупность потенциала занятых и рутин