logo
Рынок труда

2) Спрос и предложение на рынке труда

Субъекты спроса на рынке труда – бизнес и государство.

Субъекты предложения на рынке труда – домохозяйства.

На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых работников зависит от:

1)размера заработной платы

2)предельного продукта труда (MPL), с увеличением количества нанимаемых работников спрос на труд уменьшается – закон убывающей доходности.

Привлечение дополнительной единицы труда прекратится, когда выполнится данное условие: MRPL=W. Объем спроса на труд обратно пропорционален величине заработной платы.

DL-спрос на труд

Объем предложения труда зависит от величины заработной платы прямо пропорционально.

С ростом заработной платы величина предложения труда растет. Совокупное предложение труда в обществе зависит от многих факторов: от общей численности населения страны, доли в ней экономически активного населения, средней продолжительности рабочего дня, профессии, квалификации и т.д. Однако на рынке труда существуют эффект замещения и эффект дохода. они проявляются, когда рассматривается предложение труда отдельным индивидом при повышении W.

До точки Iувеличивается предложение труда при росте заработной платы, но пройдя точкуISLменяет направление и предложение труда уменьшается. При росте заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, а каждый час свободного времени расценивается работником как упущенная выгода. Эту выгоду можно реализовать, превращая свободное время в рабочее, т.е. досуг заменяется работой. Это эффект замещения. Он действует до точкиI. Эффект дохода противостоит эффекту замещения и осуществляется работником, когда он достиг определенного уровня заработка. Свободное время уже не есть упущенная выгода и работнику хочется иметь этого времени больше, поэтому выше точкиI– эффект дохода.